Анималотерапия в коррекционном образовании. Опыт школы-интерната «Абсолют»


Анималотерапия — психотерапевтическая методика, набирающая все большую популярность в  работе с особыми детьми. Лечение с помощью животных широко используют в психологической, социальной и медицинской реабилитации при различных диагнозах. Взаимодействие с четвероногими друзьями способствует развитию у ребенка умственных способностей, улучшению двигательных функций и моторики. В школе «Абсолют» анималотерапию, как один из методов коррекционной работы, активно используют в работе с учениками. Школа-интернат «Абсолют», учрежденная БФ «Абсолют-Помощь», — единственное в стране частное образовательное учреждение для детей с ограничениями здоровья. В школе обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и когнитивной сферы — оставшиеся без попечения родителей и сироты. Всего 98 ребят, часть из которых проживают с родными, большинство — воспитываются в приемных семьях. Все проекты, реализуемые на базе интерната, направлены на раскрытие потенциала каждого ребенка.  Практически любой вид животного может участвовать в работе с детьми. Чаще всего становятся терапевтами специально обученные собаки. Их отбирают по тесту на агрессию и послушание. Животные в обязательном порядке проходят базовый курс дрессировки, их также проверяют на эмпатию.

Проект канистерапии в школе «Абсолют» был запущен осенью 2016 г. и продолжается в этом году с перерывом на летние каникулы. В проекте участвуют 15 человек, среди которых ученики с когнитивными нарушениями, с аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом, подростки с проблемами в эмоциональной сфере.

Занятия с собаками способствуют повышению адаптационных возможностей особых детей (компенсация основного дефекта, развитие когнитивных функций, способностей к взаимодействию с окружающими, навыков планирования и контроля и др.). По словам психологов школы «Абсолют», самое важное, что происходит при взаимодействии с животными — это эмоциональный контакт. Он позволяет развивать коммуникативные навыки, содействовать социализации. При этом происходит перенос приобретенных ребенком практических навыков из игры в жизнь.

На первом занятии 11-летний Артем с детским церебральным параличом очень активно дергал за ошейник собаку-терапевта по кличке Физзи, сильно, неловко сжимал ее в своих объятиях. К концу урока мальчик успокоился, стал мягче, ему помогли наладить контакт с животным, Артем смог управлять псом уверенно, спокойно и без резких движений.

3-классник Егор, больной эпилепсией и аутизмом, в начале занятий даже не замечал собаку. После 3-4 сессий мальчик обратил внимание на животное. В результате Егор начал не только замечать присутствие собаки, но и взаимодействовать с ней, играть, выполнять упражнения. Теперь, заходя в кабинет, он осознанно ищет взглядом своего четвероногого друга и тянется к нему и к педагогам. Мама Егора также отмечает положительную динамику в состоянии сына. Он замечает собак на улице, стал открытым для коммуникации.

6-летний Ярослав с расстройством аутистического спектра очень активный мальчик, до занятий в контакт вступал поверхностно. Ему было трудно работать с собакой, он хотел ее отодвинуть как можно дальше. В результате ряда занятий мальчик начал держать пса за поводок, гулять с ним, гладить и проявлять свои эмоции по отношению ко всему процессу обучения. Агрессивное желание контролировать животное трансформировалось в навык управления ситуацией здесь и сейчас.

Таким образом, канистерапия в школе «Абсолют» стала мощным вспомогательным методом психокоррекционной работы с детьми с ограничениями здоровья, формирования у них новых навыков, развитию коммуникативных способностей.

 «Канистерапия становится все более популярной для работы с особыми детьми. Я думаю, что у этого явления есть несколько причин. Во-первых, канистерапия эффективна в своем направленном использовании. Во-вторых, она гораздо доступнее своих аналогов, например, иппотерапии. В-третьих, появляется большое количество методических материалов, в том числе и переводных оригиналов, которые помогают стремительно развиваться в этом направлении» — комментирует Станислав Перешеин, профессиональный канистерапевт, биолог, кинолог, педагог и друг нашего фонда.

В школе «Абсолют» также функционирует «Живой уголок» с хомяками, крысой, кроликами, попугаями и даже улитками. С ними занимаются 34 ученика из 5-9 классов. Дети сами ухаживают за животными, выгуливают по школьному коридору, кормят, убирают клетки. За каждым классом закреплено дежурство. Для ребят это удовольствие, каждый раз они спешат проведать, как себя чувствует хомяк Гриша, улитка  Турбо Усик,  крыса Маленький принц и другие подопечные «Живого уголка». Этот опыт воспитывает в них бережное отношение к природе, возможность сопереживать и понимать чувства другого.

Грамотное отношение к животным – важный вопрос, поскольку развивает у детей чувство ответственности к себе и окружающим. Партнер БФ «Абсолют-Помощь» фонд «Лапа» в течение учебного года проводил цикл познавательных уроков для учеников школы «Абсолют». На занятиях ребята узнавали об ответственном отношении к животным, о технике безопасности в общении с ними, о правилах ухода и содержания. Дети рассуждали на темы, почему люди предпочитают покупать породистых собак и кошек, и есть ли принципиальная разница между породистыми и дворнягами, какие чувства и эмоции схожи у животных и человека, почему важно уметь распознавать, как наши питомцы чувствуют себя и стараться сделать все, чтобы их жизнь была долгой и счастливой. «Уроки доброты» развивают эмпатию, помогают предотвратить жестокое обращение  и развить гуманное отношение к животным.

 «Не подлежит сомнению давно установленный факт, что дети, которые познали доброту и чувство ответственности через призму взаимно счастливого общения с животными, имеют намного больший шанс вырасти в ответственных и эмоционально сбалансированных взрослых людей без тенденций к жестокости и насилию по отношению как к людям, так и животным». Дарья Славгородская, фонд «Лапа».

Анималотерапия прекрасно зарекомендовала себя как один из вспомогательных методов коррекции поведения и психоэмоциональных расстройств у детей с ограничениями здоровья. Психологи и педагоги отмечают улучшение успеваемости, дисциплины, настроения учащихся, что в свою очередь положительно влияет на их физическое и психическое здоровье.

В мае этого года в школе «Абсолют» прошел круглый стол по развитию практик применения анималотерапии в работе с особыми детьми. Своим опытом поделились Филимонковский детский дом-интернат, профессиональные тренеры, специалисты центра по обучению канистерапевтов «Ирида», сотрудники фонда «Лапа»,  Центр реабилитации временно бездомных животных «Юна». Проект по анималотерапии в школе «Абсолют» будет продолжаться. Наш Фонд заинтересован в применении и распространении опыта привлечения  животных к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.