В музее «Дом Бурганова» прошла экскурсия для детей с нарушением слуха


Солнечным октябрьским днем на крыльце музея «Дом Бурганова» собираются школьники. Кто-то разглядывает табличку с названием, кто-то с ней фотографируется. У входа появляются семеро учеников в сопровождении преподавателя и сурдопереводчика – сегодня здесь пройдет инклюзивная экскурсия для детей с нарушением слуха из школы-интерната №65. Ребята в предвкушении – что же для них подготовил музей сюрреализма?

Нас встречает главный хранитель музея Марина Евгеньевна Байкова. Еще на входе она предупреждает: все, что вы здесь увидите – это фантазия, эмоции и чувства скульптора Александра Николаевича Бурганова. Он выражает их при помощи символов и знаков, поэтому у каждого, кто пришел в музей, моментально включается фантазия и появляется вдохновение.

Мини-путешествие по музею, наполненному загадочными скульптурами, начинается с его истории. Оказывается, изначально художник просто украшал свой двор. Постепенно число необычных работ увеличивалось, и на этом месте появился музей.

 

Символы и знаки

Пока дети осматривают кладовую сюрреализма, экскурсовод рассказывает им об основных принципах работы Александра Николаевича. Для него творчество – это поиск способов передачи движений и внутреннего состояния героя.

Один из любимых символов скульптора – драпировка. По словам Марины Евгеньевны, он был рад, когда нашел этот символ, потому что с помощью него можно выразить и радость, и скорбь, и другие эмоции. Эту деталь можно рассмотреть на скульптуре «Бегущая с птицей».

Еще один символ, который часто встречается в работах Бурганова – руки. Они могут означать и творчество, и приветствие, и недовольство. Экскурсовод объясняет: совсем необязательно создавать портрет конкретного человека, чтобы передать его внутреннее состояние – искусный мастер может это сделать с помощью всего одного жеста.

Этот элемент сразу привлекает внимание учеников. Ведь руки встречаются и в скульптуре приветствия на крыше музея, и в работе «Воздушный поцелуй», и в загадочном произведении «Душа». Художник создал образ девушки, в груди которой находится отверстие в форме ладони. «Душа» Александра Николаевича заворожила ребят – каждый хотел к ней прикоснуться.

Огромная клетка, в которую могут поместиться несколько человек, тоже выполнена в форме руки. Одиннадцатиклассник Алексей, самый активный из группы, поспешил в ней сфотографироваться. «Интерактивные» скульптуры оказались интересны не только детям – сурдопереводчик с радостью составила парню компанию.

 

Истории и легенды

Некоторые работы не просто результат вдохновения мастера – они хранят истории и легенды. Одна из таких – «Похищение Прозерпины», миф о которой Марина Евгеньевна поведала ученикам.

Согласно мифу, прекрасная Прозерпина была дочерью богини Деметры. Девушку увидел царь подземного мира Аид, решил похитить и сделать своей женой. Он посадил ее в огненную колесницу и умчал в подземный мир. Деметра долго не могла найти свою дочь и пригрозила, что, если ей не вернут Прозерпину, она устроит засуху. Тогда Зевс велел полгода проводить девушке под землей с мужем Аидом, и полгода – на земле с матерью Деметрой.

С этим мифом древние греки и римляне связывали смену времен года – когда Прозерпина под землей, наступает зима, когда поднимается на землю, приходят весна и лето.

— А теперь поднимемся в музей, — приглашает экскурсовод и следует вверх по лестнице.

Тут ребят ожидает скульптура, связанная с литературным событием. В 1926 году поэтесса Марина Цветаева написала письмо австрийскому поэту Рильке по поводу его сборника стихов, и у них завязалась переписка, которая длилась в течение года. На бумаге они стали близкими друзьями, но в жизни им так и не удалось встретиться. Роман остался только в форме писем и необычной скульптуры. Как пояснила детям Марина Евгеньевна, письмо на месте головы означает ожидание важного послания, обнаженный торс – беззащитность, а рука – приветствие.

 

Впечатления от экскурсии

— А здесь у нас клад, который был найден во дворе музея во время строительства, — рассказывает экскурсовод. — В истлевшую ткань было завернуто оружие конца XIX века – два ствола карабина, маленький пистолет и арбалет, а вот сабля рассыпалась на мелкие кусочки. Реставраторы собрали ее как пазл, чтобы мы смогли увидеть, как она выглядела.

Один из учеников что-то спрашивает у сурдопереводчика. На лице женщины появляется улыбка.

— Нет, достать клад мы не можем – можно только посмотреть из-за стекла.

Видимо, реставраторы старались не зря, и древнее оружие привлекло внимание мальчика.

После часовой экскурсии мы спустились обратно во двор музея и спросили ребят, какие экспонаты им понравились больше всего. Пока дети перебирали в голове многочисленные скульптуры, Алексей, не задумываясь, ответил: «Руки. Везде присутствуют руки».

— Вы знаете, для нас это очень важно, потому что мы разговариваем руками, — пояснила сопровождающая. — Большое вам спасибо! Сегодня весь вечер будем смотреть фотографии.

 

Экскурсия в музее «Дом Бурганова» открыла второй этап проекта инклюзивных экскурсий в московских музеях. На этом этапе МОСГОРТУР организует для детей и взрослых с нарушением слуха 14 экскурсий, которые пройдут с октября по март.

Первый этап проекта был посвящен людям с нарушением зрения. В 2017-2018 учебном году МОСГОРТУР провел инклюзивные экскурсии в 14 московских музеях. Участниками этих экскурсий стали 126 детей и взрослых.

Автор — Алена Рангаева