Профилактика социального сиротства на Дону: Фонд «Доброе дело» подвел предварительные итоги работы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Ростовский благотворительный фонд помощи детям «Доброе дело»  подвел итоги работы с семьями и матерями-одиночками.

В России существует мера государственной поддержки семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, такая как временное размещение ребенка в детском «сиротском» учреждении. Предполагается, что пока дети вне дома семье легче и быстрее будет выйти из кризиса. Однако вывод ребенка из семьи негативным образом сказывается на ней: нет больше сдерживающих факторов, не к чему больше стремиться – и семья начинает деградировать. Она хочет воспитывать своих детей, но, чтобы государственные органы позволили это, семья должна исправить сложившуюся трудную ситуацию. Замкнутый круг. С другой стороны дети, которые хотят обратно к маме. Их нельзя усыновить или взять под опеку, т.к. они имеют живых родителей, не лишенных прав. В итоге дети надолго застревают в системе, становясь «социальными сиротами» со всеми вытекающими из этого «диагнозами» (неумение выстраивать длительные отношения, лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей (материнских, сенсорных, эмоциональных и других), нарушение привязанности, трудности социализации и т.д.).

По статистике в Ростовской области более половины детей в детских учреждениях родительские.

 

Решение от Фонда «Доброе дело»

Начав в 2015 году «Профилактику сиротства» с работы в родильных домах с мамами, спустя время Фонд «Доброе дело» расширил деятельность, добавив направление по возврату детей из детских учреждений в кровные семьи и работе с семьями в трудной жизненной ситуации.

Специалист по профилактике сиротства и дети. Архив Фонда «Доброе дело», 2019 год

«Еще в самом начале мы определили для себя основные принципы: интересы ребенка на первом месте; мы категорически против иждивенческой позиции; не работаем, если семья асоциальна, обладает зависимостями, не хочет воспитывать своих детей, не включается в план реабилитации», — поделилась представитель Фонда «Доброе дело» Анна Абрамова.

Решение, по мнению Фонда, кроется в своевременном оказании комплексной и профессиональной помощи, строящейся по принципам кейс-менеджмента (работа со случаем) и на основе семейно-ориентированного подхода.

«Это не разовые акты помощи, а системная работа с каждой отдельной семьей. Задача стоит не в восстановлении утраченных благ, не в борьбе с зависимостями, не в психотерапии. Наши специалисты, составив индивидуальный план реабилитации, восстанавливают способность семьи самостоятельно ухаживать за своими детьми и обеспечивать необходимый уровень удовлетворения потребностей исходя из их возраста», — пояснили в Фонде.

Благотворительная акция по сбору школьных принадлежностей для детей программы «Профилактика социального сиротства». Архив Фонда «Доброе дело», 2019 год

В работе по реабилитации семьи специалист Фонда опирается на ресурсы и сильные стороны семьи, которые у нее пока сохранились. К таковым, прежде всего, относятся желание воспитывать своего ребенка, помощь близкого окружения и позитивные навыки родителей.

В составлении и реализации плана реабилитации принимают участие обе стороны: и специалист Фонда, и семья (мама). Совместно они приходят к определению причины сложившейся ситуации, оценивают текущее положение дел, разрабатывают комплекс дальнейших действий и систему оценки итогов. Главная роль специалиста, работающего со семьей, — внешний управляющий, стимулирующий позитивные изменения, просвещающий и поддерживающий ее.

«Неотъемлемым составляющим успеха является включение семьи в реализацию плана реабилитации: шаг делаем мы, шаг – они и т.д. Однако бывает и такое, что семья, изначально заявившая о намерении измениться, о желании продолжить воспитание своих детей, перестает соблюдать план, открыто проявляет иждивенческую позицию. В этом случае мы сначала пробуем совместно откорректировать план, но зачастую и это бесполезно. Приходится закрывать случай [прим. работу с конкретной семьей] как неуспешный», — поделились в Фонде «Доброе дело».

Ребенок, сохраненный в семье. Архив Фонда «Доброе дело», 2019 год

Информацию об успешных или неуспешных случаях специалист передает Органам опеки и попечительства: лишь они после анализа обновленной ситуации принимают решение о возврате, изъятии или сохранении детей в семьи.

Первое время программа «Профилактика социального сиротства» работала только в Ростове-на-Дону и Новочеркасске. В конце прошлого года «Доброе дело» получил грантовую поддержку Фонда президентских грантов на ее расширение: к уже существующим территориям добавились Таганрог и Шахты.

 

Результаты в цифрах

Подводя итоги проделанной работы, в Фонде отметили, что с декабря 2017 г. и по настоящее время Службой профилактики отработано более 310 семей. Где-то работа оказалась напрасной, где-то еще идет реализация плана реабилитации, где-то риск сиротства уже исключен и семья скоро перейдет на мониторинг, но уже с уверенностью можно сказать, что почти 160 детей рядом со своими кровными мамами.

Органы опеки муниципалитетов, в которых Фондом «Доброе дело» реализуется профилактика сиротства, отмечают, что результатом данной работы является восстановление нормальных семейных условий для воспитания ребенка. Как сообщила Начальник отдела социально-правовой защиты детства Департамента образования г. Шахты (одной из новых территорий программы «Профилактика социального сиротства») Ушакова Галина Михайловна, «мы действуем вместе с Фондом «Доброе дело» в интересах ребенка». Работа в таком тандеме позволила улучшить социальную ситуацию в муниципалитете.

Программа «Профилактика социального сиротства» продолжается, и за новыми историями и результатами можно следить на сайте Фонда «Доброе дело».