Инклюзивные площадки: первые шаги на пути к социальной адаптации


В последние годы возможностям создания инклюзивной среды уделяется все больше внимания как со стороны государства, так и стороны других общественных структур, некоммерческих организаций и рядовых граждан. Инклюзивность среды подразумевает обеспечение условий для полноценной включенности людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь того или иного сообщества (друзей, соучеников, соседей по месту проживания) через участие в различных проявлениях социальной жизни. Формирование такой среды возможно в результате развития различных инклюзивных пространств – мест, где формируются множество связей и отношений и осуществляются специальные направления деятельности, связанные с развитием человека и его социализацией. Инклюзивные пространства могут быть созданы для различных членов общества, в том числе и для детей. Благодаря функционированию инклюзивных пространств возможна более эффективная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и включение их в обычную жизнь.

Создание инклюзивных площадок имеет особую важность для тяжело больных детей или детей, имеющих неизлечимые заболевания, в том числе и онкологические. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют некоммерческие организации, которые оказывают поддержку семьям, воспитывающим тяжелобольных детей: «Нить Добра», «АдВита», «Онкодети», «Свет».

Основная цель деятельности, которых – оказание всесторонней помощи детям с онкологическими заболеваниями на всех этапах лечения. Благотворительные фонды оплачивают связанные с лечением расходы, которые не покрывает государственное финансирование, и содействуют развитию детских клиник. Деятельность благотворительных организаций доказывает, что лечению детей с онкологическими заболеваниями уделяется должное внимание. Однако рост излеченных от рака детей в последнее десятилетие требует уделить повышенное внимание социальным и психологическим проблемам выздоравливающего ребенка с онкологическим заболеванием. Многочисленные исследования свидетельствуют, что дети с онкологическими заболеваниями живут в условиях изоляции от других людей: друзей, сверстников, зачастую и членов своей семьи. Даже во время ремиссии ребенок не имеет возможности жить полноценной жизнью. В семьях, воспитывающих детей с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями, часто можно наблюдать гиперопеку родителей, в результате чего дети не адаптированы к социуму и имеют низкий уровень физического и психосоциального развития.

Онкологическое заболевание можно охарактеризовать как «семейную болезнь», при которой в сложившейся ситуации проявляются и нарастают проблемные вопросы семьи и подавленные отрицательные переживания, нарушающие стабильную картину мира.

Работа не только с физическим, но и с социальным, а также c психологическим состоянием ребенка, обеспечивает успешное лечение, облегчает состояние ребенка и родителей. Это во многом определяет поведение ребенка, его отношение к врачу и к лечению. В этой связи требуется интегральный подход к работе как с семьёй, так и с самим ребенком. В результате семья, имеющая больного ребенка, сможет успешно адаптироваться к ситуации стресса, функционируя как единое целое, восстанавливая и сохраняя динамичное равновесие отношений.

Для формирования психосоциальных условий, способствующих социализации и развитию ребенка с онкологическим заболеванием, значимым фактором оказывается создание особых инклюзивных площадок, в рамках которых происходит социальная адаптация детей и включение их во взаимодействие со здоровыми детьми.

Но особых инклюзивных пространств, в которых оказывается социальная и психологическая помощь детям с тяжёлыми заболеваниями, в Санкт-Петербурге крайне мало. Деятельность таких центров получила распространение в Москве и Московской области. В Санкт-Петербурге существует потребность в создании таких инклюзивных пространств, в рамках которых могут быть созданы оптимальные условия для успешного психосоциального развития и результативной адаптации детей. Потребность в наличии подобных площадок отмечается как самими детьми, так и их родителями (по результатам опросов, проведенных благотворительными фондами Санкт-Петербурга).

Первой в Санкт-Петербурге благотворительной инклюзивной площадкой для детей и подростков с тяжёлыми заболеваниями является инклюзивное пространство – «Просто космос», реализованный в феврале 2018 года проект Благотворительного Фонда «Нить Добра» на средства, полученные в результате победы в конкурсе Фонда президентских грантов. Своим предназначением организаторы пространства считают создание благоприятной социальной среды – места, где каждому рады, где люди, вне зависимости от диагноза и физического состояния, могут полноценно общаться.

Деятельность пространства направлена на решение определенного количества социальных, психологических и педагогических проблем путем создания комфортных условий для детей и их родителей, нуждающихся в такого рода сопровождении. На базе первого инклюзивного пространства разрабатывается методика социальной адаптации и реабилитации детей с онкологическими заболеваниями. Среда пространства оказывает положительное влияние и на взаимоотношения в семье больного ребенка. Очень важным в работе с детьми, имеющими тяжёлые заболевания, является привлечение родителей и близких к творчеству ребенка. Одним из примеров семейного творчества можно считать совместное рисование, во время которого родители ребенка могут расслабиться сами, освободиться от напряжения и тягостных переживаний. Для этого в постоянную программу включены такие виды деятельности, как семейные мастерские, где ребенок совместно с родителями, братьями, сёстрами, другими родственниками участвует в общей творческой работе.

Дети с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями, как правило, избегают говорить о своих страхах, но они существуют у каждого из них. В этой ситуации работа по преодолению страхов неизбежна и сложна. Приблизиться к переживаниям ребенка может помочь сказкотерапия, которая выделена отдельным направлением деятельности пространства и проходит в форме занятий «Игры в сказки». В рамках занятий обсуждаются различные сказки, эмоции и страхи, спрятанные под сказочным сюжетом. Также на основе сказок проводятся развивающие занятия, в частности, прочтение и проигрывание сказок по ролям, конструирование поделок на основе сюжета сказки.

Позитивным моментом в жизни детей с тяжёлыми заболеваниями являются праздники и подготовка к ним. В ходе подготовки к праздникам, создания подарков для близких дети могут ощущать свою нужность, значимость, важность, сами могут проявлять заботу о других людях. Командой пространства ежемесячно проводятся праздники и анимационные программы для детей и их родителей.

Таким образом, первый опыт создания инклюзивных площадок для социальной адаптации тяжелобольных детей оказался положительным. Ранняя социальная адаптация детей с онкологическими заболеваниями — это первый шаг на пути интеграции их с обществом. Чем раньше оказана помощь в попытке сделать этот шаг, тем лучше будут результаты.

Инклюзивное общество представляет собой тот социум, который в полной мере воспринимает детей, признает их право на образование, личностное развитие, профессиональную деятельность, участие в общественной жизни. Внедряя инклюзию в образовательно-воспитательный процесс, можно добиться развития российского общества, которое позволит каждому гражданину независимо от возраста и пола, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия особенностей в развитии, участвовать в жизни общества и вносить свой вклад в его развитие. В обществе, где особенности уважают и ценят, для детей с онкологическими заболеваниями появляется возможность не выживать, а жить.

Современное общество нуждается в обновлении системы социальной адаптации, ее форм и содержания, введения новых подходов и инновационных технологий, а также новых комплексных программ развития личности ребенка с онкологическим заболеванием, его эффективной и оптимальной социальной адаптации. Социализация детей с особыми потребностями важна не только сама по себе, но и как средство интеграции их в социум, как механизм создания равных возможностей для всех людей.

Благодаря существованию инклюзивных площадок дети с тяжёлыми заболеваниями получают необходимую психологическую поддержку специалистов – психологов, педагогов, социальных работников, волонтёров, а также, что не менее важно, поддержку со стороны ровесников.

Инклюзивное пространство «Просто космос» Вконтакте https://vk.com/prostokosmos111