Новый директор WINGS и члены Форума Доноров обсудили тенденции глобальной и региональной филантропии


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

WINGS: КТО ЕСТЬ КТО
WINGS — Всемирная ассоциация поддержки грантодающих организаций. Она объединяет различные благотворительные ассоциации, которые способствуют развитию благотворительности. Среди 110 членов сегодня Форум Доноров, Фонд «КАФ» (Мария Черток являлась также Председателем совета директоров WINGS), Фонд Потанина и др.). Помимо предоставления платформы для межрегиональной коммуникации и обмена инновациями, WINGS проводит исследовательские проекты, поэтому обладает большим набором статистических данных.

СТАТИСТИКА И ДИНАМИКА ФОНДОВ: 90% ОРГАНИЗАЦИЙ — В ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
Так, по словам Бенджамина Беллэджи, директора WINGS, в мире насчитывается 267 тысяч благотворительных фондов, аккумулирующих суммарно 1,5 трлн. долларов. Ежегодно это организации тратят на себя 150 млрд. долларов.
По словам эксперта, Северная Америка и Европа — ключевые точки расположения фондов. На долю этих двух континентов приходится 90% всех организаций.
Кроме того, за последние 25 лет сформировалась не только российская благотворительность, но и фил-ландшафт в целом — 75% всех благотворительных организаций. Но нынешние темпы роста (в среднем — 25% в год) отличаются в ряде стран: так, в Китае в 2016 году исследователями был зафиксирован рост числа фондов в 150% за год (сейчас в Китае всего более 6000 фондов, в России, по данным Росстата, более 9000, а в США — более 90 000 фондов).
Страновая специфика проявляется и в характере работы:
— в Северной Америке 96% — грантодающие, выделяющие средства для НКО, но не реализующие собственно благотворительные программы;
— в Азии, Китае — 90% фондов, напротив, занимаются преимущественно операционной деятельностью;
— в Латинской Америке соотношение 50/50. Из этих данных Бенджамин делает вывод о том, что для развивающихся стран характерна операционная модель благотворительности, для развитых — донорская.
При этом у развивающихся стран вообще отмечается очень высокий потенциал в сфере благотворительности: экономическая ситуация сформировала в ряде стран слой корпорантов, которые ориентированы на максимизацию отдачи от инвестиций, разрабатывают все новые инструменты инструменты использования своих средств, озабочены оценкой результативности программ. Границы между бизнесом и благотворительностью в этих странах размываются особенно активно: в Азии набирает популярность «венчурная благотворительность», в Бразилии говорят не о филантропии, а об инвестициях воздействия).

БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ФОНДОВ ВО ВСЕМ МИРЕ ЗАКРЫТЫ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
Понимание того, что денежные средства ограничены, приводит сектор к двум важным выводам. Во-первых, — к необходимости развивать технологии сбора и обработки данных (AI, Big Data и др.).
Во-вторых — к необходимости использовать ресурсы на стратегически цели и каталитические проекты (способные к дальнейшему масштабированию), в т.ч. с привлечением государственных и бизнес-игроков. Однако, по мнению Бенджамина, большего благотворительных организаций в мире пока не готовы поступиться своей независимостью и идти на риски партнерства. Вообще несклонность к риску и сотрудничеству (60% организаций не используют коллаборации в своей работе) эксперт выделяет в качестве одной из характерных черт глобальной филантропии на сегодняшнем этапе. Причин несколько: это и разница в дискурсе, терминологии между возможными партнерами, и сложность таких проектов, и страх потерять собственное позиционирование в партнерстве, и разные подходы к результатам и их оценке.

ГЛОБАЛЬНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ ЖДЕТ ШАГОВ РОССИИ, КИТАЯ И БРАЗИЛИИ
Как отметил директор WINGS, интерес глобального благотворительного сообщества становится все более интенсивным по отношению к России, Китаю и Бразилии. Продвижение фондов и ассоциаций из этих стран на международной арене будет эту заинтересованность лишь стимулировать — уверен Бенджамин.
Дискуссия с донорами прошла благодаря поддержке Благотворительный фонд В. Потанина / Vladimir Potanin Foundation. Как рассказала директор Фонда Оксана Орачева (Oksana Oracheva), «эта встреча — очередной шаг на пути интеграции российской благотворительности в международную повестку. А кроме того — возможность встретиться, обсудить то, каким образом можно развивать филантропию, что в этом направлении могут сделать донорские организации и как изменить модель взаимоотношений между донорами и грантополучателями: от патерналистской к партнерской».