Искусство, видимое сердцем


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Голубые феи и ангелы доброты, канатоходец, гуляющий по проволоке, и бобер на припеке — это не персонажи сказки или мультфильма, это герои выставки «Самое главное», открывшейся в галерее «Измайлово». Авторы скульптур — слабовидящие и незрячие художники из Твери, которые постарались воплотить в своих произведениях абстрактные понятия, невидимые человеком. Корреспондент МОСГОРТУРа сходил на выставку и попытался рассмотреть в экспонатах то самое главное, чего глазами не увидишь.

Восьмирукий друг

Не осьминог, а осьмирук по имени Федя одним из первых встречает посетителей выставки. Большие грустные глаза на маленькой круглой головке и восемь длинных тонких рук, раскинутых в стороны. Федя ищет друзей, он хочет найти ребят, с которыми можно будет пойти на прогулку или обсудить последние новости. Федя — мечтатель, как и его хозяйка, 15-летняя Саша. Девочка не видит с самого рождения, но это не мешает ей заниматься творчеством и создавать необычные скульптуры.

Осьмирук Федя — любимчик посетителей. Рядом с необычным экспонатом образуется очередь из желающих познакомиться поближе и потрогать его за маленькие ручки.

— Куда бы мы не привезли нашего осьмиручку, все обязательно подходят потрогать его за лапки. Федя уже стал у нас символом удачи. Можно прикрепить к нему датчик и считать количество посетителей за день, — улыбается куратор выставки Анастасия Каменская.

Компанию тверскому осьмируку составляет маленький ёж с золотыми иголками.  Зверек недоверчив по определению — его автор назвала скульптуру «Ёж, который никому не доверял». Но, может быть, скоро «колючка» поменяет свои взгляды, не зря же его поместили рядом с дружелюбным и жаждущим общения Федей.

— Он же только с виду такой, — оправдывает ёжика мальчик Саша, стоящий у витрины с экспонатами. — Я точно знаю, что он очень добрый и просто стесняется. Мы его сейчас с Федей познакомим, и они станут лучшими друзьями, — убеждает ребенок маму и, чтобы никто не заметил, потихоньку двигает ёжика к рукастому соседу.

Забытый гол

Маленькие фигурки животных сменяются более масштабными и технически сложными скульптурами. «Человек, мечтающий о полете» — целая мини-инсталляция, сделанная ко Дню космонавтики. Это один из самых динамичных экспонатов выставки. Счастливый человечек раскачивается на больших качелях, радуясь ощущению полета и невесомости.

Работа Саши Шлыкова, получившего за любовь к космосу прозвище «космического мечтателя», не единственное произведение художника на выставке. Автор не только увлекается космосом, но и является фанатом футбола. Небольшие ворота с забитым в них мячом Саша называет «А где вратарь, или Золотой гол «Локомотива» в ворота «Краснодара»».

Футбольный экспонат вызывает волнения среди посетителей — он как лакмусовая бумажка сразу выявляет фанатов того или иного клуба, да и игры в целом.

— Когда это последний раз «Локомотив» нашим забивал? — усмехается седой мужчина, прочитав название скульптуры.

— В сентябре дело было, только один мяч выиграть не особо помог, — отвечает ему подошедший к скульптуре парень. — Ничего, в марте отыграются. Будем считать, что Саша нам напророчил.

Контрабандный контрабас

Контрабандист или контрабасист? Вопрос, который задавали на выставке в Твери, возникает и у московских зрителей. Все дело в названии одной из скульптур — фигурка человека с контрабасом имеет странное, на первый взгляд, название — «Контрабандист».

— К нам постоянно подходят и указывают на ошибку в названии скульптуры, и надо видеть лица людей, когда мы говорим, что ошибки нет. Народ тогда думает, что человек в своем футляре для контрабаса возит что-то запрещенное. Может и так. А может, это просто бандит, который очень любит играть на этом инструменте, — объясняет куратор.

Буквенная путаница не случайна — такова задумка автора. Чем он руководствовался, выбирая название, не может ответить никто. Зато по числу вопросов про опечатку в подписи организаторы определяют количество внимательных зрителей.

— В следующий раз мы дополним название комментарием: «Это точно контрабандист, ошибки нет, все буквы на месте». А пока будем рассказывать самым внимательным историю о бандите, путешествующем с контрабасом. Вот только с детьми тяжелее будет — им же нужен приключенческий фильм, а не простое объяснение о любви к музыке.

Мечтателей и фантазеров на выставке хватает. И это не только посетители. Скульптуры фей, задумчивых человечков, ангелов и желающих отправиться в будущее берут числом. С ними конкурируют только спортсмены и травмированные — тема бегунов и больницы оказалась на удивление популярной у незрячих художников. Объяснить это кураторы не берутся — им остается только рассказывать посетителям о веселых загипсованных пациентах травмпункта, грустных врачах и спортсменах, празднующих победу.

Черно-белые доказательства

Документальное, точнее фотографическое свидетельство создания скульптур тоже представлено на выставке. На одной из стен зала черно-белые снимки рук, создающих воздушные и громоздкие шедевры, эскизов и каркасов будущих экспонатов рассказывают о самом главном — как при помощи одного воображения, не видя материал, а только чувствуя его, помочь зрячим увидеть невидимое. Добро и зло, ненависть и любовь, горе и радость — все это в руках художников приобретает очертания людей, животных и мифических созданий.

Процесс лепки интересует не меньше самих скульптур, выставленных рядом. Изучая фотографии, посетители крутят руками, размахивают ими в воздухе, представляя себя на месте художников.

— Разверни руку вот так, как на снимке, тогда получится голова правильной формы. Придем домой, я тебе на глине покажу, — объясняет дедушка внуку. Степан Георгиевич — скульптор с 30-летним опытом. Раньше лепил для себя, а теперь — для внуков. Мужчина придирчиво рассматривает технику создания экспонатов и с одобрением кивает головой.

— Невероятно — нужно несколько часов кропотливой работы, чтобы вылепить хоть что-то вразумительное. И это с открытыми глазами. А здесь авторы даже не видят, что получается, основываются только на своих ощущениях и внутреннем представлении. И мы попробуем поработать с завязанными глазами. Посмотрим, кто кого, — подмигивает он внуку, который после этого с еще большим вниманием принимается изучать по фотографиям постановку рук художников-волшебников.

Бумажная связь

На низком подиуме в центре зала разложено много листов. На них — «анкета» каждого экспоната. Авторы написали несколько предложений про свои скульптуры, но не закончили их, дав посетителям возможность завершить начатое. Листочки — обратная связь с художником, своеобразная книга отзывов, где каждый зритель может выразить свое мнение и отношение к экспонату.

— Когда мы пришли на открытие выставки в Твери, на нескольких листах уже было что-то написано, — вспоминает куратор Анастасия. — Люди, попавшие в зал до официального открытия, успели оставить свой след. И вот один из авторов спрашивает меня, что написано про ее ангела. Я читаю, она молчит.  А потом улыбается и тихо просит: «А можно еще раз, только помедленнее, я запомнить все хочу». Интерпретация работ очень важна для художников, им интересно, как зритель видит их работы. Иногда это очень смешно, а иногда очень серьезно.

Убедиться в серьезности можно лишь взглянув на лица пишущих. Вот девочка с мамой ищет «анкету» скульптуры в виде сердца на лапках. Задумавшись над вопросом о названии экспоната, девочка долго грызет карандаш, отвергая все мамины предложения, и наконец дает скульптуре имя «Ходячая любовь» (вместо авторского «У меня лапки!»). А предложение «Сердце на лапках гораздо лучше, чем сердце без лапок, потому что…» она быстро дописывает «… оно может прийти к любому человеку».

Рядом садится семилетний Коля, берет в руки листок с «Задумчивым человеком» и пишет, что тот задумался о конфетах, которые принесет вечером мама. А ноги у человека такие большие, потому что «соседский Петя отдавил ему их своими башмаками». Мальчик дописывает «анкету» и, увидев стоящего рядом осьмирука Федю, бежит потрогать его на удачу. А потом возвращается к бумажкам, долго копается в исписанных листках и в конце выуживает незаполненную федину «биографию», чтобы написать для него свою счастливую историю.

Наталья Катерова

Фото: Антон Усанов