Фестиваль творчества людей с синдромом Дауна «Арт-мосты»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

20 марта в Социально-культурном центре РГСУ состоится день творческих премьер «Арт-мосты» от подопечных благотворительного фонда «Даунсайд Ап» — детей и подростков с синдромом Дауна. Мероприятие приурочено к 21 марта – Всемирному дню человека с синдромом Дауна.

По традиции коллектив театральной мастерской «Даунсайд Ап» представит свои премьерные работы. В этот раз зрители увидят новую постановку в технике театра теней «Маленький принц», а также мини-спектакль «Белоснежка и семь гномов».

Но на этом день премьер не заканчивается. Ребята с синдромом Дауна из группы медиалаборатории «Даунсайд Ап» представят свой просветительский проект «Сходства важнее различий» — видеоролики в жанре социальной рекламы. В них ребята рассказывают о своих увлечениях и достижениях, которые свойственны не только им, но и многим их сверстникам, тем самым обращая внимание на то, что интересы подростков очень похожи вне зависимости от наличия или отсутствия синдрома Дауна. А также девочки и мальчики из студии мультипликации «Даунсайд Ап» готовят к показу мультипликационный фильм «Смешная ситуация» — по сказке 17-летней Риммы Исмаиловой, одной из воспитанниц медиалаборатории.

Организация групп творческого развития для подростков с синдромом Дауна стала одной из удачных идей, родившихся в рамках расширения направлений деятельности «Даунсайд Ап». Первой из таких групп стала театральная мастерская, четвертый год работающая над постановками в технике театра теней. Затем два года назад ее дополнили медиалаборатория и студия мультипликации.

В подходах к работе со школьниками и выпускниками на этих творческих площадках есть много общего. Во-первых, их все можно назвать экспериментальными, потому что опыт реализации подобных проектов либо мало распространен, либо вообще уникален. Во-вторых, все педагоги, ведущие занятия, начинали свою преподавательскую деятельность с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Сделанные в тот период методические наработки и стали отправной точкой в занятиях с ребятами с синдромом Дауна. Высокая планка, поставленная перед ними благодаря этой особенности, оказалась не препятствием, а стимулом для активизации их творческих и интеллектуальных способностей. Ну и, наконец, каждого преподавателя перечисленных выше творческих групп в «Даунсайд Ап» привели огромная личная заинтересованность и убеждение в том, что особенности в развитии не должны стать помехой для полноценной и насыщенной жизни; будни и праздники любого человека, независимо от его физических и интеллектуальных возможностей, должны быть яркими и содержательными.

БФ «Даунсайд Ап» приглашает всех желающих на «Арт-мосты» по случаю Всемирного дня человека с синдромом Дауна!

Начало мероприятия – 15.00. Сбор гостей в 14.30.

Место проведения: Социально-культурный центр РГСУ, Стромынский переулок, дом 5.

Для регистрации на мероприятие просим заполнить форму по ссылку: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdyeniiz3kuXznAatVqd0HU3XWRMmpKPD2ZDmvM9Qo7DpndkA/viewform

 

Театральная мастерская Даунсайд Ап начала свою работу в 2016 году. Ею руководит актер и режиссер Николай Ильницкий. Кроме него, с ребятами занимается целая команда педагогов. Занятия проходят в двух возрастных группах – старшей и младшей. За это время коллектив мастерской подготовил четыре постановки в технике театра теней, стал участником и лауреатом нескольких творческих конкурсов.

Участие в фестивалях:

— Фестиваль «Точка-точка-запятая» – лауреаты фестиваля за спектакль «Сон Алисы» (2017 г.).

— Фестиваль «Инклюзивная Москва» – лауреаты фестиваля за спектакль «Маленький принц» (2018 г.).

— Инклюзивный фестиваль Dream of theatre – лауреаты фестиваля за спектакль «Лукоморье» (2017 г.).

Что представляет собой театральная мастерская?

Это площадка для творческого развития, самореализации и общения детей и подростков с особенностями развития и их нормативно развивающихся сверстников. В отличие от формата театральной студи, который предполагает возможность работы над спектаклями в различных жанрах театрального искусства, все занятия в нашей мастерской ориентированы на то, чтобы воспитанники целенаправленно осваивали технику театра теней. Этот жанр для работы с особыми детьми был выбран неслучайно, поскольку он позволяет наилучшим образом использовать сильные стороны особых детей и подростков, чтобы с помощью визуальных средств понятно и увлекательно рассказать любую предложенную режиссером историю.

Что дают детям и подросткам занятия в мастерской?

Театр теней позволяет всем участникам – несмотря на наличие или отсутствие у них особенностей развития – быть равными и оставаться при этом разными. Он помогает воспитанникам стимулировать свою инициативу, фантазию, творческие способности. Он учит их участвовать в общем действии, общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, творчески относиться к любому делу. В процессе занятий и работы над спектаклями ребята, как правило, заметно меняются: учатся думать и принимать решения, у них развиваются эстетические чувства, эмоциональная отзывчивость, интеллектуальность, артистизм.

 

Занятия в медиалаборатории Даунсайд Ап ведут актриса, режиссер-документалист Анастасия Калеушева и журналист Нина Иванова.

Что такое медиалаборатория?

Это экспериментальная творческая мастерская для освоения современных технологий коммуникации и отработки практических навыков общения и взаимодействия.

Какие цели преследуют занятия в медиалаборатории?

Расширение опыта подростков с синдромом Дауна в освоении современных средств коммуникации, передачи информации и самовыражения. Апробация модели интеграции человека с синдромом Дауна в высокотехнологичное общество. Демонстрация возможностей и достижений людей с синдромом Дауна.

Чем занимаются подростки и молодые люди на этой творческой площадке?

Ребята учатся грамотно и понятно излагать свои мысли, задавать вопросы, составлять тексты сообщений и целые истории, а также сценарии. Применяем полученные навыки в процессе создания видеосюжетов. Осваиваем компьютер и социальные сети, постигаем основы медиаграмотности и безопасности в интернете.

Сейчас в медиалаборатории занимается 5 человек от 17 до 25 лет.  Главным достижением своих воспитанников Н. Иванова и А. Калеушева считают их возросшую творческую активность и креативность. Если поначалу, сталкиваясь с задачей, которая требует интеллектуальных и творческих усилий, ребята могли прийти в замешательство, испытывать неуверенность и страх, то сейчас на смену такой реакции пришли творческий азарт и готовность справиться с любыми трудностями, вера в свои силы. Вместо слов «Я не могу, у меня не получится» на занятиях медиалаборатории  все чаще можно услышать: «Я сосредоточусь и сделаю!»

 

Студией мультипликации Даунсайд Ап руководит специальный психолог Ольга Силкина.

Какие цели преследуют занятия в студии мультипликации?

Глобальные цели этой творческой площадки – социализация подростков с синдромом Дауна, создание новых возможностей для их творческого самовыражения и коммуникации со сверстниками. Особый акцент на занятиях делается именно на самовыражении, на осознании своих собственных творческих целей. По словам О. Силкиной, очень важно закрепить у ребят осознание того, что каждый имеет право на свои желания, на то, чтобы делать, что хочется — если, конечно, это не ущемляет права и интересы других. Для этого на занятиях поддерживается дух творческой мастерской, где, несмотря на разный уровень умения, все находятся на равных, пробуя реализовать свои креативные идеи.

Как работает студия?

Ребята своими силами под руководством педагога создают анимационные фильмы. На занятиях используются несложные технологии и доступные материалы, в основном – бумага, краски и пластилин. Съемки производятся с помощью самых обычных цифровых фотоаппаратов. «Моя цель – чтобы это искусство, которым они занимаются, было воспроизводимым, то есть чтобы они смогли повторить его без моей помощи» — говорит О. Силкина.

Каких результатов удалось достичь?

К настоящему времени ребята многому научились. Они понимают, как подготовить все необходимое для съемок кадра, как установить штатив, как из отдельных кадров сделать анимационный фильм. За время занятий ими сделано множество зарисовок, подготовлено несколько учебных работ. Им особенно нравится работать с текстом, анимировать буквы. По мнению О. Силкиной, самое главное, что ребята научились работать в команде. Также нельзя не заметит, что ребята начали активнее общаться, не боятся высказывать свое мнение, становятся более самостоятельными и инициативными.