«Голос НКО: связи с общественностью». Глава 9 — как подготовиться к интервью


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Филантроп» продолжает публиковать сборник «Голос НКО: связи с общественностью». В девятой главе — о том, как правильно подготовиться к разным типам интервью на радио или телевидении: что вспомнить, как говорить, даже как одеться.

Фото: Alan Levine

Фото: Alan Levine

Все опубликованные главы сборника →

Глава 9. Как подготовиться к интервью для радио и телевидения

Помимо ваших профессиональных знаний, журналистов привлекает умение излагать эти знания четко, логично, образно, интересно. И если печатное интервью можно улучшить качественными редакторскими правками, то в теле- и радиоинтервью такой возможности нет. Что сказано, то сказано.

Помните, что интервью берутся для разных типов передач. Основных три.

  1. Большое интервью с вами, которое раскрывает вас не только как эксперта по определенной проблеме, но и как интересную, многогранную личность. Классический пример — вечерние беседы с Владимиром Познером на Первом канале. Как правило, они записываются в телевизионной или радиостудии, куда вас специально приглашают. Или идут в прямом эфире с возможными вопросами не только от журналистов, но и от слушателей. Если это такое интервью, просите заранее определить круг тем, на которые с вами собираются беседовать. Идеально, если журналист заранее сформулирует вопросы. Но будьте готовы к тому, что в процессе беседы он задаст вам дополнительные или уточняющие вопросы.
  2. Для большой передачи, где представлены мнения и точки зрения разных экспертов. Это могут быть круглые столы или ток-шоу, а могут быть передачи повествовательного характера, где эксперты по очереди комментируют ту или иную проблему либо ситуацию.
  3. Интервью, которые журналисты берут для новостных сюжетов. Это очень короткие (как правило, длиной до 1 минуты) комментарии о том событии, которое происходит здесь и сейчас.

Все типы интервью предполагают точные формулировки ваших мыслей, яркие, понятные, запоминающиеся фразы.

Освежите в памяти важные цифры и факты. Точно отвечайте на поставленный вопрос. Говорите понятно, образно, не очень длинными фразами. Не начинайте ответ издалека, если это не какая-то очень точная и короткая предыстория, которая необходима, чтобы полнее и понятнее ответить на поставленный вопрос.

Но уж точно ответ на вопрос: «Что важного и полезного было на этой конференции»? не нужно начинать с фразы: «Наша организация была создана в 2001 году, мы занимаемся проблемой спасения редких видов животных».

Если это не прямой эфир, а запись, и вы в ответе допустили какую-то неточность или неудачно сформулировали свою мысль, — остановитесь, извинитесь и начните фразу с начала. Журналист будет вам за это только благодарен.

Не тараторьте. Ставьте интонационные точки в конце фразы.

Не скачите с мысли на мысль.

Не бойтесь делать большие паузы между фразами.

Следите за речью. Интервью всегда смотрятся и слушаются лучше, если не засоряются «эканьем» и словами-паразитами. Этим вы также существенно облегчите журналисту монтаж, если интервью с вами — записное.

Если это телевизионное интервью, то прежде всего постарайтесь не замечать камеру. Разговаривайте с журналистом. Камера — это всего лишь техническое средство записи беседы.

Не жестикулируйте и не мотайте головой, но и не стойте (не сидите), как «оловянный солдатик».

Поза должна быть удобной, естественной.

Смотрите только на корреспондента (ведущего) и разговаривайте именно с ним. Не переводите взгляд на других людей или посторонние предметы. Иначе в кадре у вас будут «бегающие глаза».

Если интервью проходит в телевизионной студии, то ни в коем случае не надевайте зеленую и синюю одежду. Это цвета фона в большинстве современных профессиональных студий, вы сольетесь с ним.

Пестрая и слишком яркая одежда (мелкая клетка, полоска, горох и т. д.) также нежелательна. У зрителя от вас будет «рябить» в глазах. Это раздражает и отвлекает от восприятия того, что вы хотите донести до аудитории.

Об авторах сборника «Голос НКО: связи с общественностью»

Надежда БрейманНадежда Брейман – выпускница Московского Государственного Университета имени Ломоносова. Более 25 лет опыта работы в радиожурналистике. С 1995 года – редактор «Немецкой волны» (Кёльн, Германия). В 2000 году работала экспертом по социальной политике Фонда «Институт экономики города». В 2007-2015гг. – сотрудник Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Редактор и ведущая цикла радиопрограмм «Азбука благотворительности» – совместного проекта с Форумом Доноров (проект удостоен Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник»). Внештатный преподаватель кафедры редакционно-издательского дела факультета журналистики МГУ. Социальный предприниматель. Соавтор кондитерского проекта «Сладкая Эн». Со-организатор фестиваля «Сладости и радости» в пользу благотворительного фонда «Старость в радость».

Инна ВолковаИнна Волкова с начала 1990-х освещала социально-бытовые темы, вопросы образования и культуры в газете «Алтайская правда» (Барнаул). Магистр журналистики (выпускная работа «Гуманитарная парадигма отечественной журналистики»). В конце 1990-х преподавала журналистику в Алтайском госуниверситете и лицее при вузе. В то же время начала работать в некоммерческой сфере – реализовала проекты по сбору частных пожертвований, формированию взаимодействия СМИ и НКО.
В Москве разрабатывала политические информационные проекты, программы социальной ответственности бизнеса и антикризисных информкампаний. В 2006 году получила степень МВА «Политические и бизнес-коммуникации» (НИУ ВШЭ, выпускная работа «Корпоративная культура клиентоориентированной организации»).
Является основателем и руководителем проекта РИА Новости «Жизнь без преград». В агентстве занимается контентным планированием и информационной поддержкой социально-благотворительных проектов. Входила в состав жюри Международного фестиваля социальной рекламы «Лайм», конкурса журналистских работ об онкологии «ЗдравоПисание», Всероссийского конкурса «Беззвучный диалог» (фонд «Со-единение») и др. Участвует в публичных мероприятиях в качестве эксперта в сфере благотворительности и взаимодействия СМИ и НКО.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий