«Когда закон заработает, тысячи НКО исчезнут»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, предусматривающий дополнительные основания для внеплановых проверок НКО, сообщает Росбалт. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, «проверки могут быть проведены, если в уполномоченный орган поступили сведения от госорганов и органов местного самоуправления о нарушении НКО законодательства РФ».

проверка

Проверки могут также проводиться по представлению избирательной комиссии в соответствии с законами «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Также возможны проверки при наличии приказа руководителя уполномоченного органа, изданного в соответствии с поручением президента или правительства, либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим материалам и обращениям.

Важное примечание: этот закон предусматривает проведение внеплановых проверок по данным основаниям только для некоммерческих организаций – «иностранных агентов». Тем не менее представители НКО считают, что речь идет о давлении на весь третий сектор, а не только на организации, которые теоритически занимаются политической деятельностью.

Председатель общественной правозащитной благотворительной организации Комитет «За гражданские права» Андрей Бабушкин назвал закон опасным и направленным на расправу с гражданским обществом. «Здесь надо отметить, что любая НКО (особенно правозащитная) посягает на чьи-то интересы: коррупционеров, преступников. Для этих сил некоммерческие организации, как кость в горле. Законодатели просто взяли и поставили в опасное положение людей, которые защищают общественные интересы, — говорит Бабушкин. — НКО не являются угрозой для государственного строя. И подобные законы проявление политической недальновидности. Некоммерческие организации теоритически могут защититься от посягательств, обратившись в суд, СПЧ, к Уполномоченному по правам человека. Однако не все организации имеют юристов. Это самая уязвимая и беспомощная часть социума. У них нет административного ресурса, лоббистов во власти. Очевидно, что когда закон заработает, тысячи НКО исчезнут».

Очевидно, что когда закон заработает, тысячи НКО исчезнут.

Правозащитник Валентин Гефтер сожалеет о том, что сегодня НКО абсолютно беззащитны в правовом плане и не имеют возможности обжаловать обоснованность той или иной проверки. «В рамках административного и гражданского права организация или ее представитель могут подать иск к чиновникам. Других инструментов, увы, нет, — говорит он. — Законопроект не может не огорчать. В нем содержатся достаточно каверзные нормы. Например, прокуратура может инициировать проверку организации при наличии признаков экстремизма, если есть соответствующее заявление от граждан. Это легковесный повод начать проверки в отношении любой организации, даже социальной направленности»

Законопроект осложнит жизнь не только политизированных организаций, но и социальных.

Его поддержала и президент Союза гражданских инициатив Елена Полянская. «Предвзятое отношение власти к НКО проявляется на разных уровнях: законодательном, исполнительном, — считает она. — Повышенное внимание идет со стороны проверяющих органов. Непрекращающаяся череда проверок, в конечном счете, породит тотальное недоверие общества к некоммерческому сектору. Самое печальное, что законопроект осложнит жизнь не только политизированных организаций, но и социальных. Особенно он коснется фондов, помогающих наркозависимым. Наши подопечные, так или иначе, привлекают к себе внимание со стороны правоохранительных органов. На этом поле работать намного сложнее в плане контроля и проверок со стороны госструктур».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий