Сменить «мягкий» империализм на честное сотрудничество


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Каждое правительство несет обязательство по обеспечению таких условий, при которых может процветать гражданское общество в самом широком смысле этого понятия. Очевидно, что правительство США воспринимают это обязательство серьезно и играют важную роль в содействии наращиванию технического опыта и созданию потенциала общественных организаций во всем мире. Но может ли какое-либо одно государство на самом деле провозгласить себя главной движущей силой гражданского общества во всем мире?

Такая модель, при которой гражданское общество финансируется государством, явно нежелательна. Принадлежащие государству неправительственные организации могут, на первый взгляд, представлять собой неправительственные организации, созданные на низовом уровне, но они укомплектованы госслужащими, а их полномочия и деятельность определяются политикой государства.

Государство, поддерживающее гражданское общество в других странах, никогда не может быть аполитичным. В лучшем случае оно будет восприниматься как несущее в себе элементы убеждения или «мягкого» империализма, в худшем — его деятельность будет расцениваться как нежелательное политическое вмешательство или продвижение конкретных интересов национальной безопасности. Один из аргументов, которые государства используют для ограничения помощи иностранных доноров, состоит в том, что последние воспринимаются как проводники внешнеполитических приоритетов правительств своих стран.

Работая на защиту граждан и законной деятельности НПО, законы США, направленные на борьбу с финансированием терроризма, действительно налагают тяжелое бремя требований на национальных грантодателей, что может отразиться на их способности работать в других странах в целях распределения значительных денежных средств и распространения столь востребованного опыта.

Например, грантодатель в США обычно должен провести дорогостоящую и сложную процедуру «проверки соответствия» для выяснения, отвечает ли иностранная организация регистрационным требованиям раздела 501(с)(3) Налогового кодекса США, установленным для общественных благотворительных организаций.

Уважение независимости законодательства других стран, относящегося к общественным организациям, а также понимание контекста, в котором это законодательство применяется, может оказаться более конструктивным и, безусловно, менее затратным подходом к определению, соответствует ли организация необходимым требованиям для получения финансовой поддержки.

Необходимость соблюдения положений Закона США о борьбе с терроризмом («О сплочении и укреплении Америки путем предоставления надлежащих инструментов, необходимых для пресечения терроризма и предотвращения террористической деятельности») также ведет к тому, что грантодатели с большей осторожностью предоставляют иностранные гранты, опасаясь по ошибке косвенным образом профинансировать ту или иную террористическую организацию.

В Индии существует более 3 млн. общественных организаций. Источник: Find Your Feet

В Индии существует более 3 млн. общественных организаций. Источник: Find Your Feet

Одним из непредвиденных последствий необходимости соблюдать многочисленные требования стало появление так называемых «лидирующих общественных организаций». Они расположены в одной из стран, где грантодатели намерены поддерживать общественные организации, и нередко возглавляются харизматичным лидером, обладающим желанием и возможностями путешествовать по миру и свободно рассказывать на английском языке о проблеме, которой занимается конкретное гражданское общество. Такие организации рассматриваются уже как «надежные» и проверенные, и именно в них направляются денежные средства; это может приводить к объединению грантодателей вокруг одних и тех же организаций.

Такой подход чреват тем, что основное внимание будет все больше уделяться «дружественным Западу» организациям и лидерам, а менее заметные объединения, возможно, не имеющие англоговорящих ораторов и интернет-сайтов, не представленные в социальных средствах массовой информации, не знающие, как получить доступ к иностранным грантодателям или заполнить необходимые для этого документы, останутся без внимания; из-за неудобного местоположения их труднее отыскать, как следствие, труднее проверить на соответствие требованиям. А всемирно признанные и финансируемые из разных стран «лидирующие» НПО могут потерять доверие и значимость в своей собственной стране и превратиться в марионетку для решения задач другой страны.

Возможно, правительствам следует сосредоточить свои усилия на создании таких условий, при которых национальные благотворительные учреждения стали бы играть более значимую роль в финансировании общественных организаций, а правительства могли бы обмениваться передовым опытом в области наращивания потенциала и инновационного развития гражданского общества их стран, как предлагается в статье Лоры Абрахамс Шульц.

Например, в Индии существует более трех миллионов общественных организаций, которые все чаще финансируются как частными жертвователями, так и юридическими лицами, поддерживаются такими неправительственными организациями, как «Dasra», с отделениями в Индии, Соединенном Королевстве и США, а также обеспечивается Законом о компаниях 2013 года, который требует, чтобы «каждая компания, подпадающая под действие данного закона» тратила «как минимум 2% от среднего показателя чистой прибыли за три предшествующих финансовых года на деятельность, связанную с КСО (корпоративной социальной ответственностью)». Вместе с тем в Индии действуют собственные законы, которые препятствуют направлению благотворительной помощи за рубеж.

США могли бы взять на себя руководящую роль в работе с американскими грантодателями, чтобы дать им возможность поддерживать по всему миру гражданское общество в самом широком смысле, которое включает в себя как мелкие и низовые НПО, так и наиболее видные лидирующие организации.

Изабель Келли является основателем и главным консультантом компании Profit with purpose, а также практикующим специалистом в Центре социального предпринимательства Сколла при Школе бизнеса им. В.Саида Оксфордского университета. Адрес электронной почты: isabel@profitwith purpose.co.uk

Статья была опубликована в журнале Alliance за декабрь 2015 года

Переводчик: Ольга Кулагина
Редактор: Микаэл Байбуртян
Благотворительное сообщество переводчиков «Настоящее будущее»

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий