«Каким-то образом мы продолжим существование»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Вслед за ликвидацией ассоциации «Агора» Минюст требует ликвидировать еще одну правозащитную организацию — фонд в поддержку демократии «Голос». В исковом заявлении, которое ведомство подало в суд и которое приводит газета «Ведомости», говорится, что фонд не представил в установленный срок необходимые для проверки документы.

Предыстория была следующая: в августе 2015 года представители Главного управления Минюста по Москве выехали по месту нахождения фонда, которое указано в ЕГРЮЛ, и выяснили, что организация по этому адресу не находится, а договор аренды с организацией был прекращен. Получается, что «Голос» нарушил п.7 ст.32 закона об НКО, не представив в ведомство сведения об изменении места нахождения.

Также выяснилось, что организация также нарушила устав и требования закона об НКО, которые подлежат устранению. В частности, по закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» наблюдатели могут назначаться кандидатами и партиями, а фонды не могут назначать наблюдателей на выборах. Это положение было нарушено, утверждают в Минюсте.

Ситуацию в интервью корреспонденту «Филантропа» комментирует Григорий Мельконьянц, глава ассоциации «Голос».

Григорий Мельконьянц

Григорий Мельконьянц

— Вопрос о ликвидации организации, я так понимаю, решается?

— Вопрос о ликвидации пока не решен судом, поскольку Минюст только направил документы в судебные инстанции.

— Каковы шансы сохраниться?

— Честно признаюсь, шансы не очень большие. Суд почти всегда берет сторону Минюста.

— Можно ли говорить о тенденции закрытия всех кто находится в реестре «иностранных агентов»?

— Надо смотреть на вещи в контексте ретроспективы. Когда был составлен реестр «иностранных агентов», то многие коллеги тоже считали, что это единичные случаи. И многие опять-таки думали что их не коснется. Сейчас мы видим следующее: маховик раскачивался, и в итоге достаточно много НКО попали в  реестр. Минюст пока что примеряется: сначала ведомство обратило взор на раздражающие организации, но затем эта практика может быть распространена на другие НКО. В частности, те кто находится в реестре. Это попытка вытолкнуть правозащитные организации вне правового поля, чтобы они находились в подвешенном состоянии, чтобы у них не было юридических лиц и ресурсов.

«Закрываются организации, а люди остаются»

Действия Минюста в интервью корреспонденту «Филантропа» прокомментировали также правозащитники Вячеслав Бахмин и Валентин Гефтер.

Вячеслав Бахмин, член Московской Хельсинской группы (МХГ):

Вячеслав Бахмин. Фото: АСИ-Консалтинг

Вячеслав Бахмин. Фото: АСИ-Консалтинг

— МХГ не попала в число «иностранных агентов», потому что отказалась от зарубежного финансирования. На этом этапе мы можем не тревожиться. Но НКО, находящиеся в реестре, попали в группу риска. Но давайте посмотрим на ситуацию под другим углом. Некоторые НКО, попавшие в реестр, давно имеют желание закрыться. По действующему законодательству данный процесс очень затруднен. Можно говорить, что Минюст, ликвидируя организации, наоборот оказывает им услугу. Я имею ввиду тем, кто давно уже раздумывает о закрытии.

Сузится ли правозащитная сфера в результате этих действий? Думаю, что нет. Закрываются организации, а люди остаются. И выход все равно будет найден. Я в этом уверен.

Валентин Гефтер, правозащитник:

Валентин Гефтер, директор Института прав человека

Валентин Гефтер

— Идет точечное закрытие НКО, участников реестра [иностранных агентов]. И зависит это иногда от случайностей: в каком регионе более ретивые чиновники, в каком-то менее. Как далеко они готовы зайти? Никто не знает. Я надеюсь что явление — не массовое. Но и одной-двумя организациями это тоже не ограничится. Мы еще увидим процессы.

Главное, что останутся люди. Это очень важный эффект. Можно ликвидировать юрлицо, но люди, группы, связи и даже проекты останутся. Каким-то образом мы продолжим существование.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий