«Наша позиция – защититься от угрозы закрытия»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

20 апреля Госдума в первом чтении одобрила законопроект, который, по мнению многих экспертов некоммерческого сектора, приравнивает любую благотворительную деятельность в России к политике. А 21 апреля в Общественной палате состоялось «нулевое чтение», куда были приглашены представители благотворительных фондов. «Филантроп» опросил представителей фондов, участвовавших в этом заседании: какие сигналы они уловили от представителей власти и чего теперь ожидают.

В тексте законопроекта указано, что некоммерческая организация признается участвующей в политике, «если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства и основ конституционного строя РФ,.. законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование органов местного самоуправления, на их решения и действия». Иными словами политической деятельностью может быть признана любое публичное мероприятие, дискуссия и выступление, например. Между тем признание деятельности НКО «политической» влечет за собой и присвоение статуса «иностранный агент» — если будет обнаружено хоть какое-либо финансирование НКО из-за рубежа.

Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь»:

Екатерина Чистякова, благотворительный фонд "Подари Жизнь"

Екатерина Чистякова. Фото с сайта miloserdie.ru

«Я бы не стала акцентировать внимание на встрече в Общественной палате. Как ни крути, представители общественности достаточно произвольно трактовали текст законопроекта. Совершенно другое: заседание думского комитета по делам общественных организаций и объединений, где депутаты, сенаторы, представители Минюста подтвердили что мы правильно интерпретируем текст законопроекта. Фонд „Подари жизнь“ и другие фонды могут быть признаны иностранными агентами. Сенатор Андрей Клишас сказал, что у законодателей нет возможности написать текст таким образом, чтобы исключить попадание благотворительных фондов под статус организаций, выполняющих функции „иностранного агента“, даже если фонды действуют исключительно в интересах российских граждан. Дальше нам предложили прислать текст поправок к законопроекту, что мы и собираемся сделать».

Елена Мартьянова, руководитель пресс-службы фонда помощи хосписам «Вера»:

Елена Мартьянова

Елена Мартьянова

«Во время „нулевых чтений“ в ОПРФ не было ощущения, что нас услышали представители общественной палаты. Мы все (НКО) сейчас  ждем второго чтения проекта в Госдуме, потому что к нему будут вноситься поправки. Глава совет по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов и благотворительный фонда вчера предложили четко прописать в тексте закона, что общественная деятельность благотворительных организации (комментарии к действиям властей в интернете, выступления на общественных площадках, участие в Совете по попечительству при Правительстве РФ) — не является политической, тем более проводимой по заказу. Фонды выступают публично, принимают участие в общественных дискуссиях — в интересах своих же подопечных, неизлечимо больных стариков, детей, которых нужно спасать, людей, которым нужно обезболивание — от этого невозможно отказаться. При этом практически все фонды получают часть пожертвований  из-за рубежа —  на лечение ребенка, на поддержку хосписов, так как большинство сборов объявляются открыто в интернете. Никто не мешает нашим же с вами соотечественникам, уехавшим на отдых за границу, или соседям из Белоруссии — перевести средства в поддержку нуждающихся».

Елена Альшанская, глава благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

Елена Альшанская. Фото с сайта www.otkazniki.ru

Елена Альшанская. Фото с сайта www.otkazniki.ru

Я всегда настроена оптимистично, пока все не докажут обратное. Мы будем стараться отстаивать позицию о том, что поправки в закон необходимы. Часть предложений представили наши коллеги вместе с Советом по правам человека при президенте РФ, другая часть НКО также представила свои соображения. В некоторых моментах эти предложения расходятся, но в целом наша позиция – защититься от угрозы закрытия. А такая угроза существует.

Елизавета Олескина, директор фонда «Старость в радость»:

Елизавета Олескина. Кадр из фильма «Монологи» (реж. Никита Тихонов-Рау)

Елизавета Олескина. Кадр из фильма «Монологи» (реж. Никита Тихонов-Рау)

«Честно скажу, проект закона поверг меня в шок. Я считаю, что благотворительные фонды должны спокойно работать. Организации, которые помогают простым людям, невероятно далеки от политики. Что мы сейчас будем называть политической деятельностью? Уход за пожилыми людьми? Мы очень надеемся, что поправки все-таки будут, ибо в таком виде закон просто не может быть принят. Президент не раз говорил о необходимости поддержки социально ориентированных НКО. Не может же выйти противоположный закон, перекрывающий работу некоммерческих организаций?! Мы, представители благотворительного сектора, не раз слышали заявления о том, что «закон «об иностранных агентах» не про вас, про другие НКО, работайте спокойно». Юристы же считают, что расширение понятия «политическая деятельность» охватит целом все некоммерческие организации. Настолько это определение расплывчатое. Каждый человек, который делает что-то хорошее и полезное для общества, автоматически может попасть под этом определение».

 

Варвара Пензова, глава фонда «Дети наши»:

Варвара Пензова

Варвара Пензова

«Раньше чиновники говорили, что никакой угрозы благотворительным фондам нет. Теперь же угроза существует в связи со значительным расширением понятия „политическая деятельность“. То, что любая благотворительная организация теперь сможет попасть под это описание стало понятно вчера. Благотворительная деятельность на иностранные деньги – первый шаг к политической деятельности – если кратко. Если закон будет принят, то мы либо добровольно запишемся в иноагенты, либо продолжать свою деятельность под дамокловым мечом».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий