Как помочь ребенку с детской травмой утраты: советы психолога


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Психолог и психотерапевт БФ “Волонтеры в помощь детям-сиротам» Татьяна Панюшева —  о том, что переживает ребенок, оставшийся без родителей, и как волонтерам вести себя с детьми-сиротами, которые находятся в больницах.

Дети, с которыми работают волонтеры в больницах, могут оказаться в стационаре как впервые, так и повторно. Только изъятый ребенок попадает туда сразу же, а дети из учреждений элементарно болеют, как и все. Но независимо от того, как давно ребенок находится без родителей, он переживает глубокую травму утраты, и его поведение и вопросы непредсказуемы.

Первая реакция на утрату: шок, оцепенение

Ребенок в своем горе проходит все те же этапы, что и взрослый. Сначала это шок, оцепенение, онемение. Все индивидуальны, поэтому и время на осознание случившегося требуется разное. Шоковое состояние граничит с отрицанием, это здоровая реакция организма и психики на любую непонятную ситуацию. В случившееся невозможно поверить, на уровне эмоций информация также не воспринимается. На первый план могут выходить телесные реакции: повышенный мышечный тонус, учащенное сердцебиение, нарушения сна и аппетита, желудочные расстройства и др. Попытка избегать переживания на психическом уровне может сопровождаться такими проявлениями в поведении, как агрессия, побеги. Взрослые могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.

Стадия острого горя

Ребенок, осознавший, что лишился привычного круга общения, родителей, друзей, собственных стен и знакомых вещей – всего, что было в его жизни — начинает ощущать острое горе. Это тяжелый период, длящийся достаточно длительное время, когда утрата воспринимается со всей тяжестью. Острое горе может длиться в среднем около года и характеризуется сменой очень сильных переживаний. В случае смерти близкого человека может отмечаться «реакция поиска» потерянного  человека, всепоглощающие мысли о нем, ожидание возможной встречи в какой-либо форме. Рекомендуется не выбрасывать важные для ребенка вещи, игрушки, одежду.

Со временем реальность утраты подтверждает ее бесповоротность, и тогда нарастает несогласие с потерей, гнев и поиск виноватых. Злость может быть направлена в сторону близких, на самого себя, на того, кого потерял, на жизнь в целом.

Гнев сменяется переживанием печали, безнадежности и незащищенности. В некоторых случаях это может доходить до депрессии и возникновения суицидальных мыслей (от непереносимости переживаний или как попытка «воссоединения с ушедшим»).  У детей все силы в этот период уходят на переживания сильных чувств, поэтому ухудшается память, мыслительные процессы и физическое здоровье.

Этап восстановления невозможен без близкого взрослого

Сами по себе без помощи взрослых дети редко способны пережить серьезную утрату: они не понимают, что с ними происходит, не могут контролировать происходящее с ними на уровне поведения и эмоций, у них недостаточно опыта и ресурсов для самостоятельного выхода из таких тяжелых ситуаций. Для проживания острого горя и выхода на этап восстановления и возвращения к полноценной жизни ребенку необходима помощь близкого и понимающего взрослого. Ребенок с большой вероятностью попытается «отложить» свои потери, не переживать их, потому что это непосильно для него в ситуации таких глобальных перемен и потерь, как, например, перемещение в детский дом из семьи. Все силы будут уходить на ориентировку и выживание в новом месте. Отрицание потерь не помогает их пережить, и все они рано или поздно «всплывают» на поверхность….

mother-2605132.jpgs.jpg

Поведение ребенка и ваши действия

Ребенок молчит или цепляется за волонтера

Что делать: Даже если ребенок не говорит, либо в силу возрастных, либо эмоциональных особенностей, это не означает, что он вас не слушает и с ним не нужно разговаривать. Буквально только что он потерял опору и ему безумно страшно. В данной ситуации необходимо четко сообщить, что с ним будет происходить, буквально разложить по полочкам. Рассказать о структуре и распорядке дня, о медицинских манипуляциях. Нужно попытаться соединить рвущиеся нити его восприятия мира. У малышей нет понятия времени, поэтому лучше озвучивать предсказуемое ближайшее будущее максимально конкретно. Сейчас будет обед, вечером будет укол…

Ребенок постоянно зовет маму или спрашивает, когда его заберут

Что делать: В таких ситуациях, когда ребенок печален и ощущает себя брошенным, нужно отозваться на уровне эмоций. Проговорить все те чувства, которые сейчас окутывают его душу. Ни в коем случае нельзя давать мнимую надежду “Мама скоро придет” или “Тебя скоро заберут”. Несбывшиеся мечты еще глубже ранят ребенка и ничего хорошего из этого не выйдет. А вот найти опорную эмоцию и желать, чтобы у малыша все было хорошо, только в плюс. “Тебе сейчас грустно, ты скучаешь, но мы будем надеяться, что все наладится”.

Непрекращающийся плач

Что делать: Если ребенок идет на тактильный контакт и не боится вас, то можно его обнять, подержать на руках. Также необходимо фоном объяснять и проговаривать его эмоции. Ему сейчас страшно, и это нормально. В этой ситуации дать ребенку выразить свои чувства, помогая ему их понять, во сто крат полезнее, чем попытки отвлечь и развеселить. Этот опыт принятия и понимания, разделения с кем-то сложных переживаний – самое дорогое, что может быть на свете. Через некоторое время ребенок сам даст понять, когда ему захочется отвлечься на что-то другое.

Резкие смены настроения

Что делать: Только что ребенок играл и выглядел вполне довольным, как тут же впал в истерику или замкнулся в себе? На него могли нахлынуть воспоминания или сработал ассоциативный ряд с происходящим вокруг. Был такой случай, когда один из воспитанников дома ребенка по-разному вел себя по отношению к одному из волонтеров. То крепко обнимал, то мог ударить. Вполне возможно, что человек напоминал ему кого-то из его прошлой жизни, с кем у ребенка были неустойчивые эмоциональные отношения. Оттуда и такая реакция. Не спешите винить себя, не думайте, что это непременно вы что-то сделали не так и малыш расплакался, он просто мог что-то вспомнить.

Когда ты меня усыновишь?

Что делать: Психологи всегда выступают за искренность во взаимоотношениях с детьми. Безусловно, важна деликатность в подобных разговорах. Можно поговорить про очевидные перемены в жизни, про веру в светлое будущее. Опять же, нельзя вселять пустых надежд, можно адекватно отвечать, что все люди разные. Например, на вопросы о том, когда ты меня усыновишь, сказать, что каждый человек помогает по-своему. И вы помогаете так, а другие (подразумевая потенциальных усыновителей) иными способами. Очень важно объяснить ребенку, что он ни в коем случае не виноват в том, что с ним произошло. И что это ответственность взрослых создать все условия, чтобы дети жили дома, это их задача — найти работу/вылечиться/сделать ремонт, а не ребенка.

Ребенок очень расстраивается перед вашим уходом из палаты

Что делать: За некоторое время до своего отъезда можно начать обсуждать, чем будет заниматься ребенок и что будете делать вы. Можно обсудить, чем вы еще вместе успеете заняться до ухода. Так ребенку немного проще будет воспринимать неизбежность расставания. Но не получится избежать сильных эмоций при уходе волонтера.

К сожалению, система такова, что волонтер в больнице практически никогда не ходит к одному и тому же ребенку регулярно. В детских домах, когда волонтер-наставник ходит все время к одному и тому же ребенку, у подопечных есть возможность убедиться в постоянстве взрослого человека. И со временем складываются доверительные отношения, и постепенно ситуации расставания перестают быть проблемой. Безусловно, стабильное общение для детей намного лучше, нежели постоянная смена, но в ситуации с больницами такой возможности просто нет.  Поэтому надо быть готовыми к сложным переживаниям и реакциям детей. При всем этом необходимо помнить: для ребенка гораздо лучше, если к нему приходят волонтеры, даже если это разные люди. Потому что это ситуации личного внимания к ребенку, попыток понять и разделить его переживания, это время игры и возможности ненадолго отключиться от печальной реальности.

Это гораздо лучше, чем бесконечное одиночество в больничной палате. Волонтер помогает ребенку в сложный момент перемен в его жизни.

Работа волонтера — одна из самых важных и тяжелых, но помните, что каждое сказанное вами доброе слово, каждое объятие — это неоценимый вклад в жизнь и развитие ваших подопечных.

Волонтеры помогают детям-сиротам в больницах и сиротских учреждениях в рамках проекта «Быть рядом».

Текст: Алиса Сурмило