Они меняют климат


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Участники фестиваля "Пионеры третьего тысячелетия"

Фонды местных сообществ (ФМС) развиваются в России уже более десяти лет, и за это время сумели занять свою нишу; стали профессиональными организациями и агентами социальных изменений и преобразований – как в крупных городах, так и в сельских поселениях. Однако при этом внешние условия укрепления и развития ФМС в России остаются неблагоприятными. Такие выводы можно сделать по итогам проведенного исследования и шестимесячных консультаций о состоянии развития ФМС в России, их месте в палитре российской филантропии и роли в местных сообществах. Исследование проводилось CAF России по заказу и при участии Глобального Фонда (Global Fund for Community Foundations).

ФМС занимают уникальную нишу на стыке бизнеса и благотворительности, управления финансовыми активами и развитием сообщества; исполняют роль социального моста. Фактически они стали одними из первых некоммерческих организаций в России, которые научились говорить на языке бизнеса, структурировали свою деятельность как профессиональный сервис и перешли на местное финансирование. По нашим данным, в 2007-2008 годах ФМС привлекли более 250 млн. рублей из местных источников для поддержки социальных инициатив и активности населения, и это без учета таких крупных фондов как в Тольятти и Саратове.

[slider title=»Фонды местных сообществ – это некоммерческие организации, зарегистрированные в форме фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, деятельность которых отвечает следующим критериям:»]
  • деятельность географически ограничена определенным сообществом (городом, регионом)
  • поддерживают и финансируют на конкурсной основе широкий спектр социально-значимых проектов местного значения
  • привлекают финансовые средства из различных источников (от организаций, частных лиц, местных и региональных администраций и др.)
  • фонды управляются коллегиальными органами управления, отражающими интересы сообщества
  • стремятся к созданию и использованию собственногокапитала.
[/slider]

Фонды не только успешно внедряют принципы цивилизованной благотворительности, но начинают влиять и на социальный климат в своих сообществах, стимулируют общественную активность и ответственность, формируют социальный капитал, начинают активно участвовать в развитии местных сообществ.

В 2008 году обозначилась устойчивая тенденция на взаимодействие ФМС с органами власти на территориях, а также на федеральном уровне. Успешное развитие модели ФМС в самых различных регионах России привело к признанию модели на национальном уровне. ФМС теперь включены и учитываются в документах по стратегии социально-экономического развития в ряде регионов, а также рассматриваются крупными корпорациями в качестве партнеров при реализации социальных программ в регионах присутствия.

Средний бизнес, работающий в регионах, также заинтересованный участвовать в формировании стратегии развития территорий, все чаще стал обращаться к фондам, способным наладить эффективный диалог между государством, бизнесом и гражданским обществом.

Помощь и помехи

Несмотря на то, что многое способствует укреплению и развитию ФМС в России, внешние условия остаются неблагоприятными.

Так, например, в России нет федерального законодательства, обеспечивающего льготы для благотворителей. В настоящее время есть четыре региона, Самарская, Ленинградская и Московская области, а также Красноярский край, где существуют региональные законы по благотворительности. Поскольку действующее законодательство по созданию капитала (эндаумента) не рассматривает фонды, то ФМС создают альтернативные варианты, прежде всего с целью создать прецеденты. В настоящее время четыре фонда имеют свой капитал. Городской благотворительный фонд Тольятти использует уникальный закон Самарской области, а фонд в Рубцовске создал свой кредитный союз.

Во время консультационной встречи, состоявшейся в июне 2008 года в Тольятти, фонды обсудили трудности, с которыми они сталкиваются, а также те положительные факторы, которые способствуют развитию их организаций.

Политические риски и попытки власти оказывать политическое давление на фонды были признаны главными.

Фонды отмечают, что зачастую их деятельность зависит и связана с постоянными изменениями в социальной политике, определяемой приходом и сменой политических элит на местном и региональном уровне. Нехватка собственных ресурсов (независимого капитала) и отсутствие правовой базы усиливает этот элемент неустойчивости.

По-прежнему сильное влияние, а в ряде регионов и возросшее значение, оказывает «административная благотворительность». Это когда власть вынуждает бизнес направлять ресурсы в социальную сферу, инфраструктурные проекты.

В то же самое время, уровень корпоративной благотворительности также резко снижается. Бизнес ориентирован на сохранение своих объемов и оплату текущих расходов, у предприятий нет или недостаточно средств для ведения благотворительной деятельности. Те же, кто продолжает эту деятельность, больше внимания уделяют выбору финансируемых проектов, добиваются более высокой отдачи от своих инвестиций.

Походники "Федерации Альпинизма Пензенской области" покоряют

Кроме того, фонды пока не могут определить, какие социальные проблемы они могли бы решать, объединив свои усилия. В настоящее время ФМС пытаются определить свою роль на национальном уровне. Но, по-прежнему, фонды больше заботит продвижение и признание модели ФМС со стороны лиц, принимающих решения, а не поиск общественных проблем, решение которых они могли бы взять на себя.

Однако в последнее время появились и позитивные факторы, способствующие развитию ФМС. Пожалуй, самым важным является то, что возникли на региональном и национальном уровне действительно профессиональные организации, развивающие благотворительность. Это помогло изменить отношение к благотворительности, как в местных сообществах, так и на уровне власти.

Другой важный фактор – наличие поддерживающих организаций. Партнерство ФМС, основанное в 2006 году, стало площадкой для обмена опытом и информацией. Его задача – поддержка стандартов деятельности фондов, распространение лучших проектов и практик, а также помощь в формировании правовой среды на местном уровне.
Значительную поддержку фондам оказывают и международные доноры. CAF России, который занимается развитием модели ФМС в России более 13 лет, в рамках этой программы проводит постоянный мониторинг деятельности фондов, анализирует их потребности на различных уровнях развития. Global Fund for Community Foundations также является важным подспорьем для ФМС. Это не только финансовая помощь, но и добавленный ресурс для развития филантропии, поскольку Global Fund поддерживает широкий спектр инициатив, а не только собственно развитие ФМС.

Что принесет кризис

"Желаем мирного неба над головой"

Осенью 2008 года экономическая ситуация в стране и мире радикально изменилась. Рост благосостояния, который испытывали многие регионы, быстро уступил место социальным и экономическим трудностям. Пока не ясно, насколько это повлияет на социальную активность людей, смогут ли сообщества консолидироваться перед теми вызовами, которые появились в последнее время. Или наоборот, это приведет к снижению социальной активности и люди будут скорее обеспокоены собственными, личными проблемами.
Ясно одно, что эти негативные экономические явления также скажутся и на развитии филантропии и благотворительности.
Текущая нестабильность мешает точно спрогнозировать развитие фондов местных сообществ.

Финансовые ресурсы, которыми располагают фонды, недостаточны для поддержания их деятельности на том уровне, на котором они были последние несколько лет.

Невелика вероятность и того, что фонды, у которых есть капитал, смогут его сохранить в неприкосновенности. Скорее всего, будет мало возможностей и для создания новых фондов.
Поскольку программы поддержки ФМС сокращаются, есть опасность, что этот сектор в целом потеряет специалистов, обладающих ценными навыками в таких областях, как управление и информационные технологии. Если эти тенденции сохранятся, то нельзя исключить, что некоторые фонды не смогут осуществлять свою деятельность.

С другой стороны, у фондов могут появиться новые возможности работы с местными и региональными властями в области социальных программ. Кроме того, в периоды кризиса сообщества могут действительно объединиться, и те организации, которые доказали свою полезность, смогут воспользоваться гораздо большей общественной поддержкой. Тем более что за десятилетие развития ФМС продемонстрировали жизнеспособность и умение адаптировать модель в условиях нестабильной экономической ситуации, неблагоприятной правовой среде и, в основном, негативном отношении к некоммерческому сектору. Даже во времена экономического кризиса фонды продемонстрировали способность создавать социальный капитал в своих сообществах, мобилизуя человеческий ресурс и развивая добровольчество, адаптироваться к различным обстоятельствам и найти путь к дальнейшему развитию.

Причиной, по которой ФМС оказались способны доказать собственную успешность (хотя и не без затруднений) является то, что фонды смогли найти свою нишу в системе местного самоуправления сообщества и оказаться на перекрёстке общественных интересов. Это сделало фонды местных сообществ не только по-настоящему устойчивыми, но и во многих случаях способными создать свой капитал, стать привлекательными партнёрами для различных групп, заинтересованных в местном развитии, включая местные и федеральные власти, местный и национальный бизнес и появляющиеся частные и корпоративные фонды.

Ключевое открытие исследования CAF России заключается в том, что фонды местных сообществ – единственная функционирующая, институционально развитая модель филантропии в местных сообществах. Мы ожидаем, что российские ФМС будут развиваться не просто как институт местного самоуправления, но будут стремиться к большей независимости как финансовый институт с собственным эндаументом. Такие изменения, однако, не могут произойти, пока на разных уровнях по всей стране не появятся широкий спектр частных благотворительных организаций и пока в российском обществе не будет установлена культура благотворительности.

Исследование показывает, что действующие в России фондысозданы в рамках четко описанной модели и соответствуют принятым в мире стандартам деятельности, и при этом отличаются значительным разнообразием. И это непосредственно связано и обусловленообширной территорией России.
В настоящее время в России работают 30 фондов, географически покрывая 11 часовых поясов от Калининграда до Магадана. Существует профессиональное объединение российских ФМС -Партнерство фондов, в которое входят 26 российских фондов, а также фонды Украины и Литвы. Понятие фонда местного сообщества признано на региональном и на федеральном уровне, и как считает Министерство экономического развития (МЭР) и Общественная Палата России, ФМС является одной из самых эффективных моделей социального партнерства и филантропии.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий