Поймать добро в соцсети


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Поймать добро в соцсети

С 13 декабря 2007 года по 31 января 2008 года в Америке провели соревнование по интернет-благотворительности. По признанию организаторов, результаты превзошли все ожидания: за 50 дней акции удалось собрать почти $ 1,8 млн. Из них $ 571,7 тыс. пожертвовали 25,8 тыс. пользователей социальной сети Facebook. Ресурс оказался хорошим инструментом фандрайзинга, позволившим за время эксперимента профинансировать 3,9 тыс. благотворительных мероприятий. В России социальные сети в благотворительности задействованы пока куда более скромно.

Facebook пока еще не набрал в нашей стране такой популярности, как во всем мире. Может, поэтому возможности сервиса используются российскими благотворителями далеко не на полную катушку. Эта сеть используется разве что для контактов и обмена опытом, в том числе с иностранными коллегами. Например, известный больничный клоун Константин Седов через Facebook общается с десятками зарубежных коллег, выступающих перед больными детьми. У него в друзьях состоят доктора-клоуны из Италии, Франции, Америки и Бразилии.

Скриншот страницы Константина Седова на Facebook

Скриншот страницы Константина Седова на Facebook

Для российских коллег у Константина отдельная закрытая группа на сайте «В контакте» – российского аналога Facebook. «В нее входят практически все больничные клоуны нашей страны, располагающие доступом в интернет и умеющие им пользоваться: 33 человека из Москвы и 12 — из Санкт-Петербурга», — рассказывает Константин Седов. В этой сети клоуны дают друг другу советы, координируют свои выступления и даже хранят не предназначенную для посторонних глаз информацию – видеоролики, раскрывающие секреты фокусов.

Миллионы пользователей – единицы откликов

В общем, группы оказались удобным инструментом координации. «В контакте» используется в основном для оповещения и информирования тех, кто хотел бы заняться благотворительностью, но не знает, где и кому может пригодиться его помощь, — рассказывает одна из руководителей группы «Благотворительность в НИЯУ МИФИ» Марина Макарчук. — А нам с помощью этого ресурса проще информировать людей о намечающихся акциях».

У сервиса «В контакте» на конец января 2010 года насчитывалось около 59 млн пользователей. Неудивительно, что к начинающим благотворителям нередко приходит идея собирать неравнодушных людей с помощью организации тематической группы на этом сайте. Но воодушевление возможностями сервиса быстро сменяется разочарованием: попытки привлечь новых доноров и волонтеров часто заканчиваются неудачей.

Поиск групп по слову "благотворительность" на сайте "В контакте"

Поиск групп по слову "благотворительность" на сайте "В контакте"

«Социальная сеть, конечно, хороша тем, что в твою группу могут случайно зайти, но даже если человека заинтересует затронутая тема, большинство просто значится в списках участников», — рассказывает Татьяна, студентка Тюменского нефтегазового университета, создавшая небольшую группу по сбору игрушек для детского дома. Первое, что она пробовала сделать с помощью «В контакте», — это собрать вещи для бездомных. Итог — на просьбу откликнулись единицы. «Из тех, кто значится в участниках группы, лишь двое ориентированы на дальнейшую деятельность, — подводит неприятный итог Татьяна. — У нас, видимо, так: если человек сидит в «В контакте», то он оттуда и не вылезает».

«Будет работать вариант, когда собираешь пожертвования с небольшого круга людей – то есть друзей, коллег по работе и т.п.», — считает Денис Шотиков, организовавший небольшую группу благотворителей в Санкт-Петербурге. Со своими друзьями он занимался мелкими добрыми делами: покупал лекарства и организовывал спектакль для детского онкологического отделения, собирал подарки для гатчинского детдома. Но за пределы круга лично знакомых друг с другом людей группа выйти не позволила.

«Есть на что посмотреть»

Впрочем, многое зависит от того, как поставлено дело. Например, группа «Волонтерская служба» с более чем 1,6 тыс. членов – образец эффективного использования соцсети.

«Наша организация ищет волонтеров (точнее, они сами к нам приходят) тремя способами. И «В контакте» — основной из них в силу явных преимуществ: массовость, доступность, вся молодежь тусуется здесь, — говорит Настя Бушмакова, занимающаяся привлечением в службу новых членов. — У нас есть основная группа, она достаточно раскрученная, в нее постоянно вступают, и главный плюс — группа живет, в ней постоянно появляются новости, фотографии, обсуждения, видеоролики. Там просто есть на что посмотреть, и, естественно, это производит хорошее впечатление, говорит о том, что организация работает».

Кроме того, через эту же сеть руководство распространяет новости, организует встречи, рассылает приглашения волонтерам. Для полного счастья не хватает только эффективной массовой личной рассылки, которая ограничена настройками сайта.

Скриншот страницы группы «Волонтерская служба»

Скриншот страницы группы «Волонтерская служба»

Да и для сбора пожертвований этот сервис, как и другие отечественные социальные сети, пока мало используется. «Я не знаю ни одного примера хорошо налаженного (системного) фандрайзинга в отечественных соцсетях, — комментирует Дмитрий Даушев, координатор программы «Сторонники» Всемирного фонда дикой природы (WWF) — Поэтому, несмотря на большую группу на сайте «Вконтакте» (почти 37 тыс. членов. — «ДиБ») мы ее используем в нашей работе не столько для сбора пожертвований, сколько для продвижения разных массовых акций. Хотя определенные фандрайзинговые планы есть».

Недружественные «Одноклассники»

Другая крупнейшая в стране социальная сеть «Одноклассники.ру» вообще оказалась мало приспособлена для целей благотворительности. Поначалу в ней принципиально не было возможности создавать тематические группы, а только сообщества однокашников и сослуживцев. Потом группы появились, и благотворители в числе прочих поспешили ими воспользоваться. Но счастье было недолгим: в 2009 году администрация сайта закрыла все внешние ссылки на группы. Теперь, независимо от того, вошел ли человек на сайт или нет, любая внешняя ссылка ведет на страницу ввода пароля. А поиск по группам так и не появился. Поэтому сейчас группы на «Одноклассниках» представляют собой не более чем объединение лично знакомых или знакомых через несколько рукопожатий людей.

Бесконтактное СНГ

Пользователи отечественных социальных сетей – это не только Россия, но и все русскоязычное население бывшего СССР. Как выяснилось, в русскоязычном сегменте соцсетей ближнего зарубежья ситуация не лучше.

«Честно говоря, «В контакте» нет особой активности и даже координироваться через группу не получается — пользу приносят только прямые рассылки», — признает администратор группы «В контакте» алма-атинских волонтеров Кристина Рябева.

«Именно «В контакте» поддержки и помощи нет, лучше на данный момент работает проведение акций и благотворительных вечеринок», — соглашается Виктор Гринченко, директор кременчугского благотворительного фонда «Нова хвиля–3000» и руководитель соответствующей группы в соцсети. Это при том что группа фонда стоит первой в списке, если задать «В контакте» поиск по слову «благотворительность», и насчитывает она 720 участников. «У меня есть группа и в «Одноклассниках», но результата нет нигде, — добавляет Виктор. — «В контакте» по крайней мере есть движение — на стене люди выкладывают свои проблемки».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий