Статус: онлайн


Благотворительность. Статус: онлайн

Интернет коснулся всех сторон жизни людей, открыл новые пространства общения и доступ к разнообразной информации. Он незаметно изменил сам способ существования человечества — в виртуальное пространство переместились не только учеба или исследования, но и досуг и шопинг. Благотворительность — часть современной культуры, и эти процессы затронули и ее. Пожалуй, с самого момента создания интернета, те, кому нужна помощь, и те, кто хотел бы ее оказать, начали искать друг друга в Сети. Некоммерческие организации, активные и мобильные в социальном отношении, также быстро освоили эту область.


Сегодня интернет-филантропия имеет уже сложившиеся традиции, и можно обсуждать различный опыт, выделять эффективные и передовые стратегии использования возможностей Сети, тенденции и перспективы развития.

Первые шаги

Первый и самый простой способ использования интернета – размещение информации о себе – некоммерческие организации освоили быстро и легко. Практика создания виртуальных «визитных карточек» родилась вскоре после возникновения самого интернета и стала всеобщей. Сейчас вряд ли удастся найти НКО, не имеющую собственного сайта с подробным описанием ее деятельности и контактной информацией.

Появление онлайн-фандрайзинга в 1990-х годах ознаменовало новый этап развития благотворительности в Сети. Он быстро стал очень эффективным:

в Британии, например, уже в 2004 году при сборе средств для пострадавших от цунами в Южной Азии количество интернет-пожертвований сравнялось с традиционными для англичан «телефонными».

Всего же, по отчетам CAF, в период между 2003 и 2004 годами они возросли почти в 2 раза — с £ 3,6 млн до £ 6,8 млн .

В США в последние годы также отмечался быстрый рост: онлайн-пожертвования увеличились в период с 2005 до 2006 года на 37%, а в 2008, кризисном, году их сумма стала больше на 26%!

По данным Charity Navigator, одной из ведущих аналитических компаний в сфере «третьего сектора», интернет-пожертвования составили около 35% всех денег, полученных на благотворительные цели.

Цифры:

В 2008 году в США произошел рост онлайн-пожертвований. Их число увеличилось на 43%. Суммарный денежный результат вырос меньше, он был несколько нивелирован 17-процентным снижением среднего размера одного пожертвования, с 86$ до 71$ (данные http://e-benchmarksstudy.com). 97% пожертвований — величиной менее 250$, и они обеспечили в сумме всего 59% всех полученных долларов. Только три процента пожертвований были величиной в 250$ и больше, но они в сумме сформировали 41% всего дохода. Пожертвования в секторах «Здоровье» и «Международные проблемы» росли медленнее других, в то время как в секторе «Экология» наблюдался наибольший рост.

Миллиарды долларов в Сети

Тед Харт, один из пионеров ePhilanthropy, приводит статистику: в 1999 году в США благодаря интернету было собрано около 10 млн долларов пожертвований, а в 2007 году – уже 10,44 млрд (по всему миру в 2007 году собрали более 20 млрд долларов). В России подобную практику освоили и успешно осуществляют некоторые благотворительные фонды и частные лица, но назвать ее массовой пока нельзя. В 2007 году в нашей стране онлайн-фандрайзеры привлекли около 6 млн долларов. Такие данные приводит Анастасия Акрамовская из CAF Россия.

Доля российских пользователей в Мировой паутине относительно невелика: в декабре 2008 года она составила 2,9%. И все же их достаточно много: в 2008 году число россиян в интернете превысило 40 млн. За один лишь год рост аудитории составил 10 – 15% .

Если бы россияне жертвовали через интернет в среднем столько же, сколько пользователи во всем мире, то в 2007 году они перевели бы 580 млн долларов, а не 6 млн.

Основным условием для пожертвований через интернет является доверие граждан к НКО и к технологиям совершения интернет-платежей. Социальное доверие вообще – одна из центральных тем, значимых для России. Различные грани социологических исследований доверия и недоверия к благотворительности обсуждаются в статье «Исследования благотворительности. Заметки на полях» в этом номере журнала.

Фандрайзинговые сайты в России менее распространены, чем на Западе. Их сборы гораздо скромнее.

Однако они существуют, причем такие сайты есть и у крупных благотворительных организаций, и у небольших неформальных инициативных групп и частных лиц.

В качестве примера можно привести фонд «Помоги.Орг» Антона Носика или «Общество китайского летчика» Максима ‘Mr Parker’ Кононенко. Другие примеры: «Фонд кошки Алисы» ([ljuser]alisa-fond[/ljuser], сбор денег на лечение брошенных владельцами домашних животных, в особенности дорогостоящее), проект «Сухая попа»  (сбор памперсов для малышей, содержащихся в домах ребенка), и т.д. Абсолютно все они работают в соответствии с довольно жесткими принципами: помощь — предельно адресна, организационная работа — бесплатна, передача денег для жертвователя – проста и удобна, отчетность – максимально прозрачна.

Число подобных ресурсов растет, и все больше благотворителей прибегают к такому способу привлечения средств.

Интересный опыт – сайты www.blago.ru и www.wse-wmeste.ru, собирающие пожертвования сразу для нескольких благотворительных организаций. Фактически это – открытые площадки для сотрудничества и взаимодействия различных НКО.

О российских практиках онлайн-фандрайзинга можно почитать в этом номере в статье «От визитной карточки до современных технологий». Мы же остановимся на том опыте, который существует в западных странах, но почти полностью отсутствует в России. Надеемся – пока.

Цифры:

Общее количество интернет-пользователей в декабре 2008 года составило 1,08 млрд. Таковы данные исследований ComCore.
Аудитория европейских пользователей составила 28 %, Северная и Латинская Америка – 18,4 % и 7,4 % соответственно, Ближний Восток – 4,8 %. Лидером среди стран по количеству интернет-аудитории является Китай, на долю которого приходит 17,8 % пользователей интернета. В США – 16,2 %. На третьем месте – Япония – 6 % (данные http://www.klerk.ru). У России – 2,9 %, и место в десятке стран с наибольшим распространением интернета.

Последние тренды

ePhilanthropy уже довольно далеко вышла за границы фандрайзинга. В этой области появилось много идей и инструментов, которые российские НКО пока не взяли на вооружение.

Например, по мере развития сетевой благотворительности возникли устойчивые союзы некоммерческих организаций, занимающихся онлайн-фандрайзингом, и компаний, обеспечивающих им эту возможность (интернет-провайдеров).

Этот союз обоюдовыгоден и обеспечил для НКО приток пожертвований, а для компаний-провайдеров – значительные инвестиции.

Кроме того, как и в мире реальных вещей, интернет сделал возможным передачу не только денег, но и нефинансовых ценностей и ресурсов. Любопытна с этой точки зрения http://donateacar.com — уникальная в своем роде услуга: организации передачи в подарок НКО автомобиля, в том числе и неработающего. Оригинальный и понятный принцип.

Интересные возможности возникают для социально ориентированного маркетинга в интернете.

Так, на определенный срок создаются «зонтичные» сайты, на которых представлены коммерческие компании, торгующие товарами массового потребления и жертвующие в пользу названных на сайте НКО или благотворительных фондов.

Жертвуют они, если посетитель согласится просто «кликнуть» на нужную кнопку. «Кликнув» (и не более одного раз в день), посетитель подтверждает, что видел рекламу компании — совершенно бесплатно как для себя, так и для того, кто получит помощь.

Эта модель использована в конструкции сайтов www.GreaterGood.com и www.care2.com/click-to-donate/big-cats/. Посетители, спонсоры и НКО образуют маркетинговый и просветительский альянс, что поддерживает и благотворительный процесс, и коммерческие компании.

Интересное явление – благотворительный шопинг. Многие знают, что одним из первых примеров использования кредитной карты для массовых сборов пожертвований стала American Express. Концепция нашла свое веб-воплощение с появлением партнерских отношений между фандрайзерами и спонсорами/донорами в виде онлайн-магазинов и даже торговых центров.

Узнать, как это работает, можно, перейдя на www.igive.com/welcome/index2.cfm или www.giveortake.com. Среди наиболее продвинутых сочетаний интернет-торговли и благотворительности — www.ebay.com, – возможно, самый первый интернет-базар.

С момента возникновения на ebay благотворительного раздела в 2003 году и вплоть до сегодняшнего дня там было собрано более 150 млн долларов (т.е. более 20 млн долларов в год).

Приобретая или реализуя товары, желающие могут там же перечислить в пользу выбранных ими НКО часть или полную сумму торгового обмена. Или просто пожертвовать.

Бесспорный успех благотворительной части этого эффективного коммерческого портала обязан личными ценностям и взглядам его основателя, предпринимателя Джефа Сколла.

Чрезвычайно полезными и удобными для многих могут оказаться сайты, которые предлагают подписать петицию и присоединиться к актуальному общественному движению (диапазон тематик огромен). Есть сайты, ориентированные на национальные и сугубо местные вопросы, но можно подписаться и в пользу какого-нибудь злободневного вопроса из международной жизни. Например, здесь: http://gopetition.com и www.credoaction.com.

Социальные сети

Одно из новшеств в интернет-филантропии — вторжение в так называемые социальные сети. Некоторые из них максимально приближены к режиму «реального времени», например, Twitter (“twit” – англ., «щебетать», «болтать», «чирикать»). Twitter и Facebook (одна из самых популярных в мире соцсетей) успели развиться за короткий период времени настолько, что западный некоммерческий сектор возлагает на них большие надежды.

Эти сайты, а также MySpace, Foursquare, обеспечивают не только фандрайзинг, но и привлечение сторонников, организацию поддержки, мгновенную передачу и отслеживание информации. Кроме того, социальные сети дают благотворительным организациям новую и большую степень открытости и прозрачности.

Три четверти западных некоммерческих организаций зарегистрированы на двух или более социальных сайтах и ведут постоянный «разговор».

Многие «важные персоны» зарегистрированы в виртуальных социальных сетях и, значит, открыты для общения со всеми, кто этого хочет. (Правда, на острые вопросы, заданные Биллу Гейтсу на Twitter, пока ответа не последовало.) В силу значимости социального эффекта многие НКО планируют уделять реальному участию в этих сетях больше времени и выделить для этого специальных сотрудников.

Вебинары и лекции

Дистанционное образование с помощью интернета получило распространение уже сравнительно давно, а вебинары (интернет-семинары, интерактивные семинары) — относительно новая реальность в филантропии. Вебинары не бесплатны, особенно если в них участвуют знаменитости и выдающиеся люди, в этом они похожи на реальные конференции и семинары. Но не нужно никуда ехать или лететь.

Например, вебинар Стэндфордского университета с показательным названием «Филантропия изменений. Новые подходы в смутные времена» с участием Марка Крамера, управляющего директора «Советников социального воздействия» (FSG Social Impact Advisors) и Томаса Зибеля, председателя Фонда проекта Мет (Meth Project Foundation), Фонда Зибела и First Virtual Group. Или: вебинар с участием автора самой читаемой книги благотворительного сектора в 2009 году Уильяма Фостера «Десять моделей финансирования НКО». Оплата одного вебинара открывает неограниченный доступ к архивам в течение года.

Приведем также ссылку — доступ ко многим мегабайтам аудио-лекций, интервью и групповых дискуссий (на английском), посвященных современным вопросам филантропии, меняющей мир к лучшему. Здесь же можно самостоятельно, на деле испытать приложение под названием виджет: http://csi.gsb.stanford.edu/topic-widgets-philanthropy.

Цифры

В 2008 году, по сведениям Министерства связи, 45,4 млн россиян были интернет-пользователями, причем 32% жителей страны имели регулярный доступ к Всемирной паутине. Иными словами, количество постоянных пользователей интернета выросло в 1,3 раза (http://whoyougle.ru/texts/russian-internet-users).

По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), по состоянию на лето 2009 года объем российской интернет-аудитории достиг 39,9 миллиона человек, что составляет примерно 35% от всего взрослого населения страны. С весны 2009 года количество людей, имеющих доступ к Сети, выросло на 6,4%, или на 2,4 миллиона человек, всего же за год рост составил 18,3%, или 6,2 миллиона человек (http://delics.ru/v-rossi-naschityvaetsya-pochti-40-millionov).

Гражданский аспект

Несмотря на то что российский опыт интернет-благотворительности еще не так богат, как западный, и у нас есть определенные достижения.

За рубежом кроме помощи нуждающимся средства собирают с разными целями: для поддержки науки, культуры, гражданской активности.

Среди, например, правозащитных организаций, занимающихся фандрайзингом в Сети, есть и крупные, давно работающие, такие как Amnesty International, Human Rights Watch, Международная Хельсинкская Федерация и т.п., и менее масштабные – локальные, «отраслевые». Они предлагают жертвователям меню опций, от платежа кредитной картой до покупки сувенирной продукции с символикой организации.

Рассматривать этот опыт подробно, вероятно, не имеет смысла, поскольку в западных странах существует давняя, устоявшаяся, хорошо развитая культура жертвования на некоммерческие цели. Помощь правозащитной организации рассматривается не как экзотика, а как действие, находящееся в одном ряду с пожертвованием в пользу местной церкви, краеведческого музея или общества защиты животных.

Иногда и в работе российских благотворительных проектов прослеживается гражданский аспект. Так, во время антигрузинской истерии «Общество китайского летчика» ([ljcomm]chinese_pilot[/ljcomm]) с некоторым вызовом собирало деньги на операцию девочке-грузинке.

Вообще же успешных примеров «гражданского фандрайзинга» в российском интернете очень мало, «правозащитного фандрайзинга» – еще меньше, но они существуют.

В частности, в Москве объявлялся сбор денег на установку мемориальной доски памяти Ю. Киселева, активиста инвалидного движения, диссидента и правозащитника. Тверской союз православных мирян, региональное отделение общества «Мемориал» и приходы храмов областного центра собирали средства на создание в Твери мемориального комплекса в память о жертвах политических репрессий. Предлагались традиционные механизмы платежей, правда, чем кончились эти инициативы – неизвестно.

Есть и попытки сбора средств в интернете для научных проектов: некоторые ученые пытаются организовать персональный фандрайзинг на поддержку собственных исследований. Результат, однако, как правило, оставляет желать лучшего.

Более оптимистично выглядит освоение социальных сетей. Например, группа «Волонтерская служба» собрала «В контакте» более чем 1,6 тыс. членов. А известный больничный клоун (есть и такой жанр: для больных, в первую очередь для детей) Константин Седов через Facebook общается с зарубежными коллегами.

Упоминавшийся уже «Фонд кошки Алисы» действует в «Живом Журнале», популярном у россиян блоговом сервисе. И сам этот «фонд» — скорее интернет-сообщество, а не фонд в строгом смысле слова. Его организаторы говорят: «Это общий кошелек, куда хорошие люди скидываются деньгами, а другие хорошие люди могут оттуда получить денег на лечение кошки».

В «Живом Журнале» регулярно происходят различные благотворительные кампании: от сбора средств на лечение конкретных людей до акций в защиту прав пожилых людей, живших в Яммском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Благодаря активности в социальных сетях волонтеры инициативной группы «Старость в радость» добились впечатляющих результатов: директор и медперсонал дома престарелых, которые допускали разнообразные нарушения и издевательства над подопечными, были уволены, а пожилые люди переведены в другие учреждения.

Мы надеемся, что в наступившую эпоху «web 2.0», когда интернет-публика становится не только «пользователями», но и «создателями» информации, и в России будет все больше людей, образующих сообщества и вместе работающих над решением актуальных проблем. В том числе и в области благотворительности.

  1. nigmati

    Вот они пути-дороги по интернет-паутине. Есть конкретные примеры и вскоре, я надеюсь, они появятся и в Рунете.

Leave a Reply