Кому помог верховный лама


Буддизм, хотя и является одной из мировых религий, в России традиционен только для четырех регионов. И это далеко не самые обеспеченные части страны: Калмыкия, Бурятия, Тыва и Забайкальский край. Соответственно, и конфессия небогатая. Средства буддистских общин до сих пор уходят, в основном, на восстановление разрушенных в советское время святынь. Поэтому буддистская благотворительность развивается за счет частных пожертвований, что вполне соответствует предписаниям этой религии.

Милосердие по-калмыцки

Организованную благотворительность со стороны буддистских религиозных объединений можно обнаружить только в Калмыкии.

«В июле, в месяце, когда появился на свет наш духовный лидер, Его Святейшество Далай-лама, мы традиционно проводим благотворительную акцию с символическим названием «Доброе сердце», — говорит Шаджин-лама (верховный лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. — В это благословенное время мы обращаемся с просьбой ко всем буддистам Калмыкии и других городов и республик, поделиться самым необходимым с бедными и неимущими, а также с детьми, нуждающимися в помощи. Буддисты приносят в наш главный храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни одежду, игрушки, книги, тетради. Полученные подарки затем поступают в органы социальной защиты, в частности, в центры «Семья» и «Забота», которые затем передают их детям–сиротам, в многодетные и малоимущие семьи.

Так, на акции 2008 года буддисты Калмыкии собрали 32 коробки с детской, женской, мужской одеждой, две коробки с игрушками и еще две коробки с книгами. А храм, в свою очередь, взял на себя все расходы по перевозке собранных вещей нуждающимся.

Еще одно направление благотворительной работы — сохранение местных обычаев и народного творчества. «Мы активно сотрудничаем со школами, организуя конкурсы на знание калмыцкого языка, рисунка и поэтического творчества, — рассказывает Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. — Со своей стороны, мы готовим для победителей хорошие подарки, чтобы стимулировать их интерес детей к учебе». В качестве призов победители получают как предметы культа (брошюры, календари, благовония), так и вполне светские подарки – сотовые телефоны.

В числе других культурных инициатив калмыцких буддистов – организация концертов. Например в июне 2007 года главным храмом Калмыкии был устроен бесплатный для всех желающих благотворительный концерт группы «Аквариум». В 2009 году в Элисте прошел музыкальный фестиваль «Океан сострадания», организованный уже по другому принципу: на этот раз вход был платным, но сборы шли на благотворительные цели. В фестивале приняли участие исполнители этнической музыки стран и регионов распространения буддизма — Калмыкии, Бурятии, Тувы, Монголии и Тибета, а также группы «Аквариум» и «Сплин».

«Объединение буддистов Калмыкии выступило со-организатором, — вспоминает Шаджин-лама. – Мы ставили целью представить аудитории музыку, в основе которой буддийские идеи сострадания и добросердечия, близкие и понятные представителям всех религий».

«Океан сострадания» позволил собрать около 300 тысяч рублей. Эти деньги, сразу же после окончания фестиваля, были торжественно переданы руководству трех детских домов Калмыкии.

Калмыцкие буддисты помогают не только детям. «Еженедельно мы доставляем в тюрьму чай, печенье и сладости, разделяя со страждущими те подношения, которые верующие приносят в наши храмы», — говорит Тэло Тулку Ринпоче.

Встреча делегации калмыцких педагогов под руководством Верховного Ламы Калмыкии с тибетскими детьми

Благотворительность для кармы

Главный источник средств для благотворительности – добровольные подношения верующих. Пожертвования юридических лиц стремятся к нулю. Все это связано с понятием благотворительности в буддизме. Помощь другим – прямая обязанность любого буддиста но размер и характер пожертвований нигде не фиксирован. Добрые дела идут в «личный зачет».

Помогая людям и другим живым существам, буддисты улучшают свою карму, — объясняет представитель религиозной организации «Московский буддийский цетнр «Три драгоценности» Владимир Одушпаяк.– Благотворительность непосредственно сказывается на том, кто ее творит. Так, по канонам тибетской медицины вместе с комплексом терапевтических мероприятий больным рекомендуется заниматься благотворительностью — бескорыстно помогать людям. Считается, что благотворительность рождает много положительной энергии. Если человек действительно искренне и бескорыстно помогает нуждающемуся, эта энергия помогает одолеть болезнь».

Отсюда массовая личная благотворительность у буддистов. Религиозная организация «Московский буддийский центр «Три Драгоценности» базируется в московском представительстве республики Тыва. На данный момент организация занимается проектом по строительству на Поклонной горе буддийского храма-памятника в память павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. воинов, но и живых ветеранов буддисты не оставляют.

«Мы регулярно навещаем наших ветеранов,- рассказывает Владимир. – Покупаем продукты,убираемся дома, просто слушаем их».

Помощь православным

Русские буддисты Москвы не отстают от тувинских братьев по вере, и тоже по мере сил помогают людям.

«У нас не хватает ресурсов на самостоятельный благотворительный проект, поэтому мы просто ищем тех, кому можем реально помочь», — говорит Сергей Мещеряков, координатор московского буддийского центра «Ганден Тендар Линг». Центр не очень большой: шесть-семь активистов и еще несколько десятков тех, кто время от времени посещает мероприятия.

Основной объект благотворительности буддисты из «Ганден Тендар Линг» нашли в Костроме. Им стал центр помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации «Примирение», созданный супругами Юрием и Юлией Метелкиными. Центр организует дневной досуг для беспризорников и ребят из проблемных семей, поддерживает семьи заключенных.

Буддистские монахи вместе с православным духовенством приняли участие в молодежном этно-рок-фестивале «Океан сострадания»

«Есть у них такая программа «Ангел», в которой мы решили поучаствовать, – говорит Сергей Мещеряков. – Суть в том, что к ребенку якобы от лица его сидящей в тюрьме мамы приходит ангел и дарит небольшой подарок. Потом завязывается переписка с самой мамой, и она уже не теряет связи со своим ребенком. Но Кострома – бедный город, поэтому мы помогли «Примирению» собирать эти подарки.

В каждом подарочном наборе должна была быть мягкая игрушка, сладости и просто качественные продукты. Всего «ангельских» подарков было собрано около 30 штук. Активисты буддистского центра скидывались деньгами, приносили еду и игрушки. К помощи костромским детям удалось подключить буддистов из московской итальянской общины, а через них и итальянское посольство в Москве. Все это столичные буддисты отправили в «Примирении»

Кстати, основатели костромского центра – глубоко верующие православные, что совершенно не помешало буддистам им помогать. Мало того, активисты «Ганден Тендар Линг» активно поддерживают семью священника, назначенного в крайне небогатый приход в одном из районов той же Костромской области.

«Я с этим отцом Олегом совершенно случайно познакомился, — вспоминает Сергей Мещеряков. – Но когда увидел, в какой обстановке они живут с матушкой и двумя детьми, то решил помочь. Человек восемь из нашего центра скинулись кто по $100, кто по $500, вещи собрали, купили батюшке и его семье одеяла и постельное белье. У нас есть друзья в Литве из федерации вьетнамской борьбы Нят-Нам, мы их тоже подключили. В результате собрали столько одежды, что отец Олег не только свою семью одел, но и с односельчанами поделился.

Поддержка изгнанников

Особая область буддистской благотворительности – помощь Тибету и тибетским беженцам. В Индии действует система школ под названием «Тибетская детская деревня», где в основном обучаются дети, переселившиеся в Индию, чтобы получать образование в соответствии с традиционными ценностями тибетского народа и рядом с Далай-Ламой. Родители этих детей по большей части остаются в Тибете, и поддержать детей не могут. Последним приходится жить на попечении тибетского правительства в изгнании.

«По инициативе Объединения буддистов Калмыкии в главном храме собирают пожертвования для тибетских детей, одежду, русский шоколад и другие сладости, — рассказывает Тэло Тулку Ринпоче. — Эти подарки передают в Индию вместе с паломниками, которые регулярно посещают Индию, отправляясь на учение к Далай-ламе и другим буддийским учителям».

Некоторые калмыцкие семьи становятся спонсорами того или иного тибетского ребенка, и передают небольшие пожертвования через главный храм Калмыкии.

Этим помощь тибетцам не исчерпывается. Так, в апреле, после землетрясения в уезде Юйшу провинции Цинхай в Тибете, главный храм Калмыкии экстренно отправил пострадавшим от бедствия 20 тысяч рублей – сумму пусть и небольшую, но для храма существенную.

  1. Бакши Джамба

    Здесь нужно отметить, что представительство 14-го далай-ламы в Калмыкии контролирует Центральный Храм Буддистов Калмыкии и находятся на полном республиканском бюджете РК: — это называется антикитайский буддизм под знаменем Тело Тулку римпоче. Эта одна сторона медали.
    Другая сторона: На обочине (антикитайского) буддизма РК стоят нелояльные к политике 14-го далай-ламы калмыцкое духовенство, которое материально и морально ущемлено и лишено право голоса.
    РК. ОБщество Друзей Китая
    Бакши Джамба (Шадонов В.С.)

Leave a Reply