Милосердие под зеленым знаменем


«Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение  нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь  человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям». Эти слова Корана являются девизом благотворительного фонда «Солидарность». Беседой с руководителем этой организации Лилией Мухамедьярова началось наше исследование феномена благотворительности в исламе.

Лилия Мухамедьярова, руководитель фонда, а также известный журналист, сразу же сделала поправку: «Такого понятия, как именно «мусульманская благотворительность», на российском пространстве не существует. Есть отдельные организации, частные лица, которые помогают людям. При этом они не смотрят ни на вероисповедание, ни на национальность».

Дети войны

«Когда я работала журналистом, моей специализацией был Северный Кавказ, — рассказывает Лилия. — По работе я столкнулась с реальной человеческой трагедией, до этого была занята отвлеченными темами».

Этой трагедией стали тяжело больные  дети из Чечни и Ингушетии, находившиеся на лечении в московских больницах. В результате многолетних военных действий резко возросло число детей и подростков, страдающих онкологическими заболеваниями: лейкемия, различные виды рака головного мозга, рак поджелудочной железы. Такие заболевания в регионе, охваченном гражданской войной, просто не могли лечить. Во-первых, потому что была разрушена инфраструктура, а во-вторых, из-за дефицита квалифицированных кадров. В начале 1990-х, после прихода к власти режима Дудаева, очень многие представители местной интеллигенции были вынуждены покинуть регион. Это коснулось и врачей.

Ребенок, попадающий на лечение в другой регион, кроме своих проблем со здоровьем сталкивается и с другими. Первая проблема: как оплатить дорогостоящую операцию, как пройти нормально реабилитационный период, как банально прожить в не самом дешевом городе. К тому же со многими детьми в Москву прибывают их родственники: для смертельно больного ребенка тот, кто рядом, — единственный ангел-хранитель.

Лечи Автаев

Однако много и таких несчастных, у кого на войне погибли все близкие. Лилия рассказала об одном таком мальчике из Чечни, больном лейкемией. Его отец погиб при исполнении служебных обязанностей (он работал в местном МВД), мама – от сердечной болезни, вызванной тяжелыми психологическими травмами. По сути, мальчик оказался один на один в своей тяжелой борьбе со смертью. Реальную помощь в такой ситуации оказали родственники и знакомые больных детей, лежавших в том же отделении. Они-то и увидели в Лилии Мухамедьяровой последнюю надежду. С того момента, можно сказать, и появился фонд «Солидарность».

Сейчас расширяет свою деятельность. При этом не важно, кому она будет адресована. В Коране Аллах назван «Богом людей», а не «Богом мусульман». «Если бы было так, что дела милосердия, декларируемые исламом, распространялись только на мусульман, то ислам бы никогда не распространился», — замечает Лилия Мухамедьярова.

«Бог один, разница только в понимании»

Не смотрят на вероисповедание нуждающихся в помощи и в фонде Исторической мечети города Москвы. Основным направлением деятельности этой организации изначально была помощь страдающим болезнью Дауна, онкологическими заболеваниями, детским церебральным параличом и другими тяжелыми недугами. Также активно ведется помощь беженцам из Северного Кавказа, попавшим в беду гастарбайтерам из Средней Азии и просто бездомным.

Корреспондент «ДиБ», попав в первый раз на территорию мечети, застал благотворительный обед, во время которого любой голодный человек мог поесть халяльной пищи. Как правило, это проводится один раз в сутки, днем. Малоимущим и инвалидам также раздают жертвенное мясо баранов в дни религиозных праздников. Во время обеда между людьми царила атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Среди кавказских и азиатских лиц можно было найти и исключительно славянские типажи. Невзирая на то, «кто откуда», наиболее расхожее обращение друг к другу — «брат» или «сестра».

Приют села Салганы

При личной встрече имам-хатыб Рамиль-хазрет Содеков сразу акцентировал внимание на том, что разговор пойдет исключительно о благотворительной деятельности: «Несмотря на то, что вы находитесь в мечети и общаетесь со священнослужителем, никакой прозелитской деятельностью наш фонд не занимался никогда и заниматься не станет». Ближайший помощник Рамиль-хазрета очень деликатно добавил: — «Бог вообще один для всех, разница только в Его понимании для каждого».

Деятельность фонда постоянно расширяется. Наряду с вышеперечисленными категориями  нуждающихся фонд традиционно помогает пострадавшим при пожаре, сиротам и оставшимся без попечения родителей, малоимущим семьям, а также детским приютам города Москвы и области. Занимается организация и оказанием помощи заключенным, а также освободившимся и нуждающимся в социальной реабилитации. Именно фонд Историческом мечети открыл в свое время  в Бутырском СИЗО молитвенную комнату для заключенных-мусульман.

Забытый закят

«Нужно понимать, насколько благотворительная деятельность является важной для существования любого сообщества и, естественно, для мусульманской уммы, — говорит Мухаммед Саляхетдинов, руководитель Ассоциации культурно-просветительских и общественных объединений «Собрание», куда, кстати, «Солидарность» также входит. — С вопросами благотворительности связан один из пяти столпов ислама. Это закят, который упоминается в Коране неразрывно с молитвой, что показывает важность закята».

[slider title=»Что такое закят»]

В традиционном мусульманском обществе закят – это обязательный налог в пользу бедных, больных и нуждающихся, возлагаемый на каждого более-менее обеспеченного мусульманина. Обязателен он для каждого и в прежние времена осуществлялся в определенные дни.

Выплачивается, как правило, с золота, серебра, драгоценных камней (облагаемый минимум с золота 85 г, с серебра 595 г или аналогичный денежный эквивалент). В суре «Покаяние», аят 34 сказано: «А тех, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй мучительным наказанием».

Обязательность закята выражается в такой форме: «Если ты в этом году пропустил хадж, ты  можешь совершить его в будущем году. Закят пропускать нельзя».

[/slider]

Однако современные реалии мусульманской  уммы (собрания, аналог христианскому понятию «Церквь») в России таковы, что многие люди просто не знают или не понимают важность закята. Во многом это объясняется тем, что система мусульманского просвещения в России после продолжительного периода застоя вынуждена адаптироваться к современным реалиям. Это связано не только с антирелигиозной пропагандой 1920-х — 1930-х годов, но и со спецификой мусульманской культуры на территории России в царское время.

Например, в тех регионах, где жили татары или башкиры, традиционными языками просвещения были татарский и арабский. На Кавказе – местные языки и тот же арабский. Если того требовали обстоятельства, какие-то вопросы решались на русском. После гражданской войны большая часть культурного наследия российских мусульман была безвозвратно утеряна. Сейчас издаются книги по мусульманскому богословию на русском языке. Однако в пространстве исламского богословского текста существует множество феноменов, которые очень трудно понять без знания языка оригинала, то есть арабского. Нравственное богословие здесь не исключение.

[slider title=»Что такое садакат»]

Садакат – единовременное  жертвование в пользу нуждающихся. В отличие от обязательного закята вносится добровольно и, как правило, анонимно. Верующий мусульманин не должен проходить мимо страждущего. В хадисе от аль-Бухари сказано «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу: когда один из его органов поражает болезнь, то и все тело отзывается на это бессонницей и жаром».

[/slider]

В нынешней структуре благотворительной деятельности, осуществляемой мусульманскими фондами, закят не является главной доходной статьей бюджета. Статистические данные говорят о том, что основную поддержку оказывают частные лица, среди которых достаточно лиц, исповедующих другие веры. Люди сами приходят с предложениями о помощи, не спрашивая, на какие конкретно цели пойдет их пожертвование. Деньги можно перечислить на расчетный счет, с помощью интернет-кошелька или любым другим удобным способом. В любой мечети можно найти отдельные пластиковые ящики для садаката.

Садакат Джабраилова

«Возможности фондов, увы, небезграничны», — говорит имам-хатыб (настоятель) Исторической мечети в Москве Рамиль-хазрет Содеков. На помощь приходят обеспеченные представители мусульманских диаспор. Так, общественное объединение «Российское исламское наследие», в число учредителей которого входит компания «Данако», возглавляемая Хусейном Джабраиловым, не оставляет в беде обездоленных. Эта помощь являет собой как раз необязательный единовременный садакат.

[slider title=»Помощь по-татарски»]

В начала 2000-х на территории Республики Татарстан возникло общественное объединение «Ярдэм» ( в переводе с татарского «помощь») на базе казанской мечети «Сулейман» при активном участии мусульманской общины Татарстана.

Учредителями стали на первых порах заместитель муфтия  Республики Татарстан по вопросам благотворительности, главный редактор газеты Islam.info, имам-хатыб мечети «Сулейман» Илдар –хазрат Баязитов, специалист по преподаванию «Основ ислама» для слабослышащих и слепых детей Малика Гельмутдинова, а также начальник юридического отдела газеты «Ислам info», юрисконсульт казанской мечети «Сулейман», директор национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм» Ильгам Фатхирахманович Исмагилов.

Объединение специализируется на мелких продуктовых и вещевых подарках, благотворительных обедах и разовой матпомощи. Так 50 детей-инвалидов из реабилитационного центра «Апрель» регулярно получают подарочные наборы из предметов  бытовой химии и канцелярских товаров. 100 одиноких стариков получили подарки на общую сумму 20 000 рублей, 120 пенсионеров получили наборы бытовой химии, 55 многодетных семей получили ценные наборы подарков, 115 детей с тяжелыми заболеваниями получили продуктовые наборы, 70 инвалидов-колясочников получили мясопродукты, а также наборы питания. В 2006 году 55 больных сахарным диабетом получили наборы медикаментов. Более 100 человек получили мясо животных, принесенных в жертву на Курбан-байрам. В 2007 году 120 малоимущих жителей Казани получили подарки и участвовали в благотворительном обеде. Республиканской спецшколе для детей с девиантным поведением было передано мясо баранов на сумму более 14 тыс. рублей.

Из разовой материальной помощи: куплен жилой дом для молодой многодетной матери (4 ребенка), находившейся в крайне затруднительном жизненном положении. Дом в дер. Амирово Черемшанского района Татарстана. Кроме того, приобретены предметы первой необходимости и быта (постельные принадлежности, хоз. инвентарь и т.д.). Оказана материальная помощь двум одиноким женщинам-пенсионеркам (дер. Верхняя Чегодайка и дер. Амирово Черемшанского района РТ). Также переданы каждой из них продуктовые запасы в большом количестве (несколько мешков круп и т.д.). Оказана материальная помощь молодому предпринимателю-мусульманину в выплате хозяйственного долга.

[/slider]

Пожертвования от «Данако» пошли на лечение больных, на помощь с жильем для обездоленных, на жертвенных баранов для Курбан-байрама и на многие другие нужды. «То, что делают в пользу благотворительности братья Джабраиловы и Бажаевы, — рассказывает один из руководителей вайнахской диаспоры в Москве Ахмет Арсанов, — многим фондам просто не под силу».

Упоминает о помощи богатых людей и глава фонда Исторической мечети. В частности, их пожертвования покрывают расходы на дорогостоящее лечение больных.

Вносят свою лепту и те, кто приносит пожертвования в праздник Курбан-байрам. Этот день буквально именуется как «праздник жертвоприношения», а помощь попавшему в беду по мусульманским канонам — одна из форм жертвоприношения.

  1. Марат

    Это просто прекрасно, что существуют такие люди и организации-дай им Аллах процветания и богатства для продолжения благотворительности!
    в свою очередь хотел бы поинтересоваться о другом виде благотворительности и есть ли подобные организации в России и Татарстане в частности? А речь идет о материальной поддержке молодых семей мусульман. Точнее даже будет сказать будущих молодых семей. Дело в том, что есть много мусульманских пар нуждающихся в материальной помощи дабы узаконить свой брак и начать совместную жизнь!
    Я говорю об этом т.к. сам нахожусь в таком положении, что нет средств для проведения свадебных церемоний и прочих подобных мероприятий!
    Я не говорю, что молодым людям нужно раздавать деньги даром-Аллах упаси от попрошайничества! Но было бы очень кстати получать деньги взаймы на определенный срок без % или давать возможность заработать халяльным путем!
    Идея на мой взгляд хорошая, как для мусульман в частности, так и для общества в целом, но вот найдутся ли благодетели….?!

Leave a Reply