Минимизация VS оптимизация


Административные расходы – больная тема для многих некоммерческих организаций. «Филантроп» уже анализировал эту проблему. Не обошли ее вниманием и на Восьмой Ежегодной конференции Форума Доноров, собравшись за круглым столом «Новое в грантмейкинге: Административные расходы и поддержка институционального развития: минимизация VS оптимизация».

Никакой свободы для НКО, которые хотят тратить деньги на админы!

Не так давно в благотворительном сообществе активно обсуждалось (например, здесь) выступление Алины Кабаевой на пресс-конференции газеты «Известия». Депутат Государственной Думы, заместитель Председателя Комитета по делам молодежи участвовала в работе одного из операторов (фонда «Государственный клуб»), раздающих президентские гранты НКО на конкурсной основе.

Алина Кабаева заклеймила некоммерческие организации, обвинив их в корысти. Бывшая гимнастка рассказала, как, прочитав 500 заявок, она пришла к выводу, что только 20 из них можно хоть как-то финансировать. А по большому счету, не стоило бы давать денег никому. «Есть такая привычка — критиковать наше государство за то, что оно не дает свободы гражданскому обществу, — заявила Кабаева. — Однако, по прочтении этих заявок, я поняла, что я бы не дала вообще никакой свободы такому гражданскому обществу как это. Деньги запрашиваются на поддержание организаций — аренду площадей, мебель, компьютеры и т.д. — а не на гражданское общество».

Видимо, по представлениям спортсменки, гражданское общество существует на небе и не нуждается ни в каком материальном воплощении, и, тем более, не нуждаются ни в чем материальном те, кто гражданское общество создает и обустраивает.

Не удивительно, что эту историю вспомнили и за круглым столом конференции Форума Доноров. Если подобное можно услышать из уст представителя власти, то чего же ожидать от остальных?

«Можно подумать, что сама Кабаева читала эти заявки на улице, сидючи на травке, — прокомментировала Марина Михайлова (директор архангельского центра социальных технологий «Гарант»). – Вообще складывается впечатление, что многие российские доноры считают, что некоммерческим организациям офис не нужен, а если и нужен, то только конкретное рабочее место для программмника, который будет вести конкретный проект. А оплачивать ему можно только те телефонные переговоры, которые относятся к этому проекту. И столько трафика в интернете, сколько он электронных писем послал и т.д… Поэтому мы все привыкли наши административные расходы распихивать по программным статьям.»

Как донести до людей, не особо разбирающихся в благотворительности, что работа в третьем секторе — это полноценная работа, как и в бизнесе, как и в государственных структурах?

«Воспитание доноров – очень важная особая миссия, — считает Мария Черток (директор CAF Россия). – О том, что такое админы, зачем они НКО, надо больше и больше говорить в донорском сообществе… Мы недавно столкнулись с проблемой, как оформлять расходы на фандрайзинг: как административные или программные? Фандрайзинг – кроме привлечения средств, еще и форма просвещения. Как объяснить донорам и обществу, что расходы на фандрайзинг – это не на туалетную бумагу? Что это значимые расходы, существенная деятельность?»

Кто не боится финансировать административные расходы?

Наиболее «просвещенные» доноры, понимающие нужды НКО – западные. «Мы сталкиваемся с таким фактом, что админы поддерживают только западные фонды, существующие на рынке много лет, — сказала Елена Павлычева (директор «Школы НКО). — Им не надо объяснять, что такое непрямые расходы, что для развития – это главное».

Одним из таких доноров долгое время был Фонд Форда, который охотно давал деньги НКО даже на покупку помещений…

Из ныне действующих в России западных организаций, в режиме особого благоприятствования работает Фонд Ч.С. Мотта. «Наряду с проектными грантами, есть гранты на институциональное развитие и на общую деятельность, — рассказал Вячеслав Бахмин (консультант Фонда Ч.С. Мотта). – Причем в последнем случае не требуется отчетность, в заявке нужно только описать стратегию, указать, кто финансирует организацию, обозначить бюджет, и привлекаемых партнеров».

Но не все совсем уж безнадежно и с российскими грантодателями.

О прогрессе в этой области говорила Елена Филиппенко (заместитель генерального директора по программам Благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело»). Если еще несколько лет назад при обсуждении бюджета на Совете Директоров админрасходы убивались практически полностью, сейчас ситуация изменилась. Практика оценки эффективности по критерию соотношения программных расходов к административным постепенно уходит. Это случилось не сразу, и потребовало многолетних «просветительских» усилий. «Когда в Совете появились эксперты по образовательным проектам, представители СМИ и другие эксперты, ситуация изменилась, – рассказала Елена Филиппенко. – Бизнесмены готовы «взять» другой инструмент оценки, но только если слышат о нем от «своих»».

Антон Глозман (Московская Православная Духовная Академия) также уверен, что есть тенденция к лучшему: «Раньше все доноры давали деньги только на проекты, а в последнее время у них появляется понимание, что невозможно делать хорошие проекты без развития организации». Благодаря этому Академии удалось не только улучшить свою материально-техническую базу, но и создать единую информационную систему РПЦ. Теперь она есть уже во всех православных учебных заведениях России, Белоруссии и Украины. «Как только выросли административные расходы, сразу начался прогресс» — констатировал Антон Глозман.

Один из доноров, помогающих МПДА — Фонд просвещения «МЕТА». «Я не могу сказать, что мы с огромной готовностью поддерживаем все админрасходы и институциональное развитие, — созналась Ирина Ефремова-Гарт (руководитель Управления просветительских программ, Фонд просвещения «МЕТА»). — Это случается, но не очень часто».

Одним из решающих факторов в случае МПДА было то, что они использовали систему сбалансированных показателей: «Чтобы обосновать необходимость финансирования проектов институционального развития им пришлось переложить эти проекты в тот формат, который понятен бизнесу».

Получается, что от того, на каком языке некоммерческие организации разговаривают с бизнесом, также многое зависит. «Может быть, НКО сами не умеют дать другого инструмента оценки эффективности своей деятельности кроме соотношения административных и программных расходов?» — задала вопрос Ольга Евдокимова (Советник Председателя правления Детского фонда «Виктория»).

Готовы ли НКО вкладываться в собственное развитие?

Похоже, что НКО, привыкнув прятать админы за другими статьями, и сами считают их чем-то стыдным и неблагородным. Елена Малицкая (президент Межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив») рассказала о том, что многие НКО, участвующие в конкурсе «Золотая 10-ка Сибири» не решились потратить полученные деньги на свое развитие.

«200 000$ мы распределяли по конкурсу между теми НКО, которые должны были показать, что они достигли определенных результатов, — рассказала Елена Малицкая. — Мы им сказали, что если вы решите потратить все на заработную плату, объяснив, что сейчас самое важное – сохранить сотрудников, или нужно заплатить за аренду офиса, — мы дадим эти деньги. Люди не могли поверить! Многие пытались писать проекты. И очень многие, в итоге, потратили деньги не на свое развитие. В основном — на проектную деятельность. Некоторые – на обновление оборудования, ремонт офиса. Только одна организация – на обучение сотрудников…»

Вообще необходимость развития и обучения своих сотрудников пока осознают в третьем секторе очень немногие.

По данным недавно проведенного исследования ГУ-ВШЭ («Обучение руководителей и сотрудников НКО: потребности и оценка возможностей») 33% руководителей НКО ответили, что их сотрудники не нуждаются в обучении и повышении квалификации.

«Многие НКО не знают, что им реально нужно, — прокомментировал это исследование Вячеслав Бахмин. – Просто нет потребности. К тому же организации, как правило, маленькие: отправить кого-то учиться – значит обезглавить себя…»

Получается, что НКО не на что и некогда учиться. «Это замкнутый круг, — считает Марина Михайлова. — Как только появится лишняя копейка на учебу, начнут учиться и развиваться…»

Обозначенные на круглом столе проблемы важны для разных представителей третьего сектора: и для доноров, и для грантополучателей. Не случайно уже второй год секция, посвященная административным расходам, собирает наибольшее число участников.

В следующем году благотворители также хотели бы продолжить обсуждение этой темы: в анкетах, заполненных участниками конференции, развитие грантмейкинга и, в частности, такой его аспект как административные расходы, стоит на одном из первых мест по интересности.

Видео интервью Ирины Ефремовой-Гарт об итогах работы секции:

  1. Евгений

    Хуже всего обстоят дела с обучением сотрудников НКО, хорошие курсы и семинары в основном в столице. Даже если стоят они не дорого (5000-10000), то перелет и проживание поднимает стоимость в разы. Бизнес понимает, почему должен обучать своих сотрудников, но не понимает, что сотрудникам НКО тем более требуется обучение..фандрайзингу, социальному проектированию, маркетингу и т.п.

  2. Маргарита

    Прекрасная статья! Обязательно размещу ее на нашем сайте, пусть спонсоры прочитают…
    От Кабаевой не ожидала..умная вроде бы девушка, а такую глупость сказала…

Leave a Reply