Город Солнца для детей дождя


Фильм "Человек дождя" про аутиста с необыкновенными способностями стал классикой Голливуда

16 ноября в Москве прошел благотворительный вечер в поддержку детей, страдающих аутизмом. Его устроил фонд «Город Солнца».

стараются привлечь внимание власти и общества к проблеме детского аутизма, а также поддержать семьи, воспитывающие аутичных детей и помочь образовательным учреждениям, в которых обучаются дети с РДА.

В программе вечера участвовали известные люди и звезды российской эстрады: профессор Леонид Рошаль, Алсу, Данко, Елена Терлеева и другие.

Все дети-аутисты получили подарки. А главными подарками благотворительного вечера стали сертификаты на оснащение Сенсорной комнаты и Комнаты сенсорной интеграции, которые вручили коррекционной школе № 530 (8 вида) города Москвы, где с сентября 2010 года открыт специализированный класс для аутистов. Теперь у школы будут две «Волшебные комнаты», где бесплатно смогут заниматься многие дети.

Загадка третьего тысячелетия

Аутизм часто называют главной загадкой третьего тысячелетия, «Чумой XXI века». На сегодняшний день в мире зарегистрировано 67 миллионов человек, страдающих аутизмом. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на 10 тысяч человек, сейчас – 1 на 150 человек. Ученые всего мира бьют тревогу – это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых.

На вопрос: «что такое аутизм?» однозначно ответить не может никто. Аutos по-гречески означает «сам». То есть ребенок-аутист находится как бы «сам в себе», он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения.

Люди с аутизмом часто бывают талантливы в какой-либо узкой области, например, в музыке или математике, тогда как в обычной, повседневной жизни они испытывают большие трудности. Но для того, чтобы их таланты могли реализоваться, необходима большая и сложная коррекционная работа. И чем раньше она начнется, тем больше шансов на успех.

Эта работа вполне осмысленна и часто заканчивается серьезным успехом. То, что эти дети действительно способны к большим достижениям, подтверждает такой факт: в числе аутистов называют Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Джорджа Оруэлла, Герберта Уэллса, Вольфганга Моцарта, Льюиса Кэрролла, Винсенат Ван Гога, Пикассо, Йетса и других великих людей. А главным аутистом современности считается Билл Гейтс.

Билл Гейтс - самый известный аутист современности

Если с ребенком начинают заниматься до 1,5 лет, то к 7 годам он часто оказывается способным учиться в обычной школе. А среднее профессиональное или высшее образование для таких людей – уже совсем не проблема. Если коррекционная работа начинается позже 5 лет, то все гораздо труднее — необходимо преодолевать уже сложившийся жизненный опыт ребенка, закрепленные неадекватные модели поведения и стереотипы. А если с ребенком вообще не заниматься, — скорее всего, его внутренний мир навсегда останется закрытым для окружающих.

Как рассказать обществу

От того, насколько окружающие люди готовы понимать, что такое аутизм, зависит очень многое. Во всем мире просветительской работе в этой области уделяется огромное внимание. В Европе и Америке по телевидению ежедневно крутятся ролики социальной рекламы, в сети существует видео-словарь аутизма («Red Flags of Autism» — система документальных роликов, демонстрирующих детей с ASD/РДА).

В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме. В этот день во всем мире проводятся конференции, на которых специалисты и родители аутичных детей имеют возможность рассказать обществу об аутизме как о глобальной проблеме.

В России же ситуация принципиально иная. Даже 2 апреля слово «аутизм» ни разу не прозвучало ни с экранов телевизоров, ни в печатных СМИ. Об аутизме многие россияне знают лишь из западных фильмов, например, из прекрасной ленты «Человек дождя».

У нас нет статистики аутизма, но проблема от этого не исчезает. Квалифицированных специалистов, работающих с такими детьми, крайне мало.

Случай из жизни

«Душа – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной». Этот афоризм написала Соня Шаталова, страдающая аутизмом, когда ей было 8 лет.

Соня Шаталова

Сейчас девушке 17, ее стихи и сказки неоднократно занимали призовые места на конкурсах литературного творчества обычных детей, издана книга. Соня успешно осваивает математику и иностранные языки, любит заниматься с собакой и дельфинами, с юных лет пишет совсем не детские произведения. Говорить она, правда, так и не научилась.

До того, как ей исполнилось 8 лет, многие люди даже и не подозревали, что она понимает человеческую речь. Одна нейропсихолог, например, упорно не верила в возможности Сони и характеризовала ее: «девочка – имбецил». То есть человек с абсолютно сниженным интеллектом.

В 8 лет совершенно случайно обнаружилось, что Соня не только прекрасно все понимает, но еще умет читать и писать. Никто этому ее не учил (!). Накануне летом, в конном лагере «Солнечного Мира» они с мамой ходили на занятия в литературную студию. Мама там писала замечательные сказки, а Соня бегала и мешала всем. Но однажды, уже дома, мама случайно положила свою руку поверх Сониной руки, а рядом на столе лежала тетрадь и ручка. Соня потянулась к ручке, и так, рука в руке, она написала первые слова: что она умеет читать и теперь — писать.

И после этого она стала общаться с людьми посредством письменной речи: сначала – с помощью прикосновения маминой руки, потом сама научилась печатать на компьютере…

Будущее аутистов во многом определяется тем, в какой семье они живут. Забота о таком ребенке требует недюжинных усилий, времени и денег. Нужны постоянные занятия со специалистами, иппотерапия, дельфинотерапия и многое-многое другое. К сожалению, поддержку такой семье найти очень непросто – среди благотворителей эта тема пока не очень популярна и попросту непонятна.

В качестве эпилога хочется привести стихи Сони Шаталовой, написанные в 9 лет, посвященные ее маме. Другие произведения девочки и рассказ о ее жизни можно прочесть здесь:

Знаешь, мама, ты ошиблась,
Так отвергнув свой талант.
Сколько вынесла обиды,
Нас держа, как небо – Атлант.
Отказалась от работы –
Очень сложная семья,
Постоянно болен кто-то,
И никчёмушная я.
– Тяжкий крест, до гроба горе,
Лучше было б в интернат,
Всё устроилось бы вскоре,
А так у вас никто не рад.
Ведь она неизлечима. –
Ты смеялась всем в ответ:
– Моя дочка молодчина,
И матери счастливей нет! –
Счастье выпало нам вместе,
По воле Божьей, жизнь пройти.
Теперь это дело чести.
И нет ошибки. Мы в пути.

Фонд «Город Солнца» при поддержке Комитета Совета Федерации РФ по образованию и науке, Национальной Медицинской Палаты и Коммуникационной группы «Инсайдерс»
  1. Наталия

    Здравствуйте, прекрасная статья! Можно мы разместим ее у нас на сайте (указала в контактах) со ссылкой на ваши авторские права?

    С уважением.

  2. б.а.рмалей

    есть общества, которые дают возможность аутисту стать гейтсом, а есть общества, в которых перельман никому не нужен.

    • Татьяна

      Уважаемый Б.а.рмалей,это констатация или скрытый вопрос?
      Если первое — то я с Вами согласна, правда, добавлю — есть общества, которым все равно. Я на стороне общества, которое делает все возможное, чтобы «гейтсов» и «перельманов» стало больше, и они были нужны обществу и родным.
      а Вы к какому обществу себя относите?

      • б.а.рмалей

        я, к сожалению, могу относить себя к тому или иному обществу, в соответствии со своими фантазиями,
        но само-то общество, к которому я себя отношу,
        во-первых — должно меня в таком качестве принимать,
        во-вторых — оно, по большей части, — так уж получается — виртуальное.

        (разумеется, насколько я могу, я стараюсь для перельманов. и для общества, которому они могут быть нужны.)

Leave a Reply