Российскому бизнесу не хватило этичности


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Известный нью-йоркский научно-исследовательский институт Ethisphere Institute обнародовал свой пятый ежегодный список самых этичных компаний мира. В него вошли 110 крупнейших компаний из более чем 100 стран и 36 отраслей, при чем по количеству номинантов этот год получился самым продуктивным – около 3 тыс. участников были заявлены.

Все вошедшие в лист участники могут считаться победителями, так как среди них рейтинг не ведется. Большинство лауреатов – американские компании (General Electric, Gap, Microsoft), многие – из Германии (Henkel, Adidas), Австралии (National Australia Bank), Нидерландов (Royal Philips), Индии (Housing Development Finance), Панамы (Autoridad del Canal de Panama), Бермудских островов (Accenture), а также Испании, Израиля, Японии, Бразилии, Сингапура, Португалии, Норвегии, Финляндии и др.

Методология составления рейтинга, как указывается на сайте института, создана с помощью “ведущих адвокатов, профессоров, чиновников, лидеров организаций”. Компании, желающие участвовать в исследовании Ethisphere, сами отправляют свои заявки, заполняя объемные тесты. После этого данные анализируются ведущими сотрудниками института.

Участникам проставляются баллы по пяти категориям: корпоративная гражданская ответственность; корпоративное управление; инновационный вклад в общественное благосостояние; лидерство в отрасли; стиль руководства и главенствующий настрой; правовое регулирование и репутация; внутренняя система этики и ее соблюдение.

Среди победителей нет ни одной российской компании. При этом некоторые из них могли бы составить достойную конкуренцию в «этичности» лидирующим западным компаниям, считает исполнительный директор НП «Корпоративная социальная ответственность – Русский Центр» Алексей Костин. Он называет пять возможных лидеров: «Кто бы мог оказаться в таком списке? Я думаю, можно включить, например, «ЛУКОЙЛ», «Норильский никель», МДМ-банк, «Сахалин Энерджи Инвестмент компании Лтд», МОЭСК (Московская объединенная электросетевая компания)».

«Этический бизнес – это понятно на Западе, но довольно непонятно у нас в стране, потому что у нас этику как таковую пока что не оценивают, – говорит Костин, – Некоторые компании имеют утвержденные Кодексы корпоративной этики и поведения, однако они не везде работают. Не хватает «малого»: механизма реализации, состоящего из создания и деятельности специальных комиссий по этике, разбирающих конфликтные ситуации, регулярного информирования сотрудников, а также анонимных электронных «приемных» для сообщений о нарушениях в этой области, и особенно о фактах коррупции и дискриминации. В наших компаниях в основном смотрят на социальную ответственность, устойчивое развитие. Хотя этические аспекты, перечисленные в рейтинге Ethisphere, учитываются.

Между тем, на сайте Ethisphere Magazine Россия описана как страна с перспективным рынком, в которой “государственная бюрократия, слабо соблюдаемое верховенство закона, разгул коррупции и преступности влияют на все аспекты жизни”.

“Вообще, сегодня в России можно выделить 15-20 лидеров в области социальной ответственности и устойчивого развития, – считает Костин, – Они вполне уже на уровне мировых лидеров. Я это знаю, поскольку в качестве консультанта, тренера и эксперта по КСО и нефинансовой отчетности знаком с этими компаниями изнутри. Правда, сюда входят только крупные компании, которые не только активно пиарятся, но и тратят деньги на этот процесс, используют международные стандарты, участвуют в российских и международных престижных форумах КСО”.

Журнал Forbes приводит мнение исполнительного директора Ethisphere Institute Алекса Бригама, утверждающего, что у многих компаний просыпается интерес к данному рейтингу, поскольку независимое признание повышает репутацию среди клиентов и среди самых ценных сотрудников, предпочитающих работать в этичных компаниях.

В России, как считает Костин, отчетность многих компаний не всегда отражает реальную ситуацию. “У некоторых компаний внешняя атрибутика очень мощная, например, у «Роснефти» или РЖД. Но если капнуть поглубже – как работает внутренняя этика, насколько прозрачна деятельность компаний в благотворительной или экологической областях – специалистам становится понятно, что многие вопросы скрыты сознательно и компании не до конца прозрачны. Например, Внешэкономбанк выпустил великолепный нефинансовый отчет за 2010 год, вполне сравнимый с каким-нибудь крупным швейцарским или американским банком. Но знающему человеку понятно, что там по вопросам социально-экологического инвестирования написано скорее как должно быть, а не как есть на самом деле уже сегодня», – говорит Костин.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий