Смысл жизни не роскошь, а средство выживания


В последнее время в социологии и даже экономике получило распространение понятие качества жизни. Понятие это достаточно неопределенное, но существенно то, что в «качество жизни» эксперты и исследователи стали включать, помимо «безопасности», «обеспеченности» и т.п. такие факторы как «возможность социальной активности», «самореализация личности» и даже «уровень счастья».

«Качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений», — говорится в одном из определений.

В рейтинге качества жизни исследовательской группы International Living Россия занимает 112 место, пропуская вперед такие страны, например, как Монголия, Индия, Украина, Чили и даже Южная Африка и Намибия. (2010 Quality of Life Index).

Одна из новых тем, привлекающих общественное внимание — осмысленность труда и жизни. Некоторые исследователи напрямую связывают высокую мужскую смертность в РФ с переживанием многими мужчинами бессмысленности своей жизни и труда, отсутствием понятного образа будущего и четких жизненных принципов. В возрастной группе 15-59 лет смертность мужчин в 2,75 раза выше, чем женщин. В абсолютных показателях смертности всех возрастов мужчины также умирают чаще. Средняя продолжительность жизни российского мужчины составляет сегодня 58-59 лет – это на 14-15 лет меньше среднего срока жизни российской женщины или мужчин из развитых стран.

Многие ли способны работать, когда результат идет вразрез с их моральными или эстетическими ценностями или никак с ними не соотносится? Выяснить это постаралась Служба исследований HeadHunter, опросив 3000 пользователей своего сайта.

59% опрошенных уверены, что приносят пользу обществу своей работой. Наиболее остро свою полезность людям ощущают работники сферы ЖКХ, услуг для населения (ремонт, сервис — 84%), медицины (83%) и образования (79%). Интересно, что мужчины немного более уверены в пользе своей работы для общества, чем женщины (61% против 57%). Любопытен и тот факт, что люди, «занимающиеся добычей и обработкой сырья» оказались на 15-ой из 21-й позиций по степени уверенности в полезности своего труда, их лишь на 1 позицию опередели юристы (!), а банковские работники уверены в своей общественной полезности значительно меньше других (20-ая, предпоследняя, позиция и 41% ответивших, что «не приносят обществу пользу»).

Удивительно, что люди, занятые в сфере FMCG (fast moving consumer goods, или товары повседневного спроса) совсем не верят в то, что делают что-то полезное (21-е, последнее место, 52% считают, что не приносят пользу, 5% считают, что приносят вред, а 10% никогда не задумывались о полезности своего труда). А ведь FMCG – это товары с высокой оборачиваемостью, то есть, недорогие товары, которые нужны постоянно и которые люди приобретают каждый день. Это товары повседневного спроса, продукты питания, бытовая химия, пиво и сигареты. То, что раньше называлось, ширпотреб.

Достаточно забавно, что чем выше должность, тем больше работник уверен в своей полезности. Курьезен и тот факт, что люди, сознательно не выбравшие общественно полезную работу, в 45% случаев объяснили свое решение уверенностью в низкой оплате подобного труда.

А для благотворителей информацией к размышлению может послужить следующий результат исследования: стремление помогать другим свойственно людям, чья работа, по их мнению, наоборот, вредит обществу. Чтобы осуществить мечту о полезном труде, половина опрошенных россиян согласны помогать людям и в свободное время, тогда как треть вообще не готовы на жертвы.

Интересные ответы тех, кто считает, что их работа приносит обществу вред, читайте здесь.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply