Сексуальное невоспитание


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В работе мне довелось столкнуться с некоторыми фактами из жизни юных российских девушек, не оставившими меня равнодушной. Тронувшая меня история касается воспитанниц одного из сиротских учреждений. В их представлениях бытовал такой миф, что если девочка не стала женщиной до определенного возраста (чтобы совсем не шокировать, не буду называть этот возраст), то значит, ее никто не любит. Чтобы стать женщинами, девочки отправлялись на Ленинградское шоссе и отдавались дальнобойщикам.

Неизвестно, почему все девочки верили, что теперь их точно кто-то любит. Известно, что в один прекрасный день взрослые объяснили им, что их поведение безнравственно, аморально и попросту ужасно. После этого по учреждению прокатилась волна попыток суицида.

Источник: http://shkolazhizni.ru

Не будем искать виновных. Просто пример закрытого учреждения наиболее показателен. Когда ребенок живет в семье, ходит в школу, имеет доступ к различным источникам информации, он приобретает опыт через совершенно разных людей. В детском доме все гораздо прозаичнее. Есть ограниченное количество ответственных за его судьбу, есть установленные для всех воспитанников правила и относительно закрытая территория, где они проживают. Здесь легче проследить причинно-следственные связи между событиями, чем в «большом» обществе.

В феврале в Москве состоится семинар посвященный сексуальному воспитанию подрастающего поколения. Его автор и ведущая — известный семейный терапевт Марианна Франке-Грикш. Представляясь, она всегда упоминает, что в первую очередь она учитель с 28-летним стажем работы в школе. Не только теоретик, но и опытный практик в вопросах воспитания.

Как Марианна рассказывает на своих семинарах, дети нуждаются в бережном сопровождении родителей и семьи, а также во внимательном наблюдении со стороны учителей и врачей. Это придает им уверенность в сложный период пубертатного созревания. Детей следует ввести в мир взрослых осторожно, не пугая. Они должны войти туда с радостью и вниманием и пройти собственный путь, в котором они найдут хорошее место для своей сексуальной и любовной жизни.

Проводя лекции по гигиене для московских школьниц (почти в пятидесяти школах города), я постоянно задавала им вопрос, насколько они уже информированы в вопросах собственного созревания? К сожалению, в подавляющем большинстве случаев выяснялось, что родители не разговаривают с дочерьми об их половом развитии, как в физиологическом, так и в психологическом смысле.

При этом сами девочки поначалу хихикали и смущались обсуждать эту тему, а в ходе лекции делали много открытий, задавали вопросы и искренне благодарили за полученную информацию. (Для полной ясности добавлю, что эти однократные лекции, длительностью 40-45 минут, проводятся в школах бизнес-компаниями, которые преследуют свои коммерческие интересы. Ни государство, ни родители школьников не имеют отношения даже к этой крошечной просветительской работе).

Между тем, доступ к информации сексуального характера у детей есть — и из фильмов, и из книг, которые можно полистать в книжном магазине. В рекламе многих товаров используют привлекательный тембр закадрового голоса и музыку; одежду и положения тела модели, подчеркивающую красоту фигуры — все направленно на то, чтобы вызвать глубокие чувства у зрителя и слушателя. Но вопрос не в том, какое отношение девушка с глубоким декольте и манящим взглядом имеет к кофе или шоколадке. По большому счету, все выглядит уместно и безобидно. Действительно, что плохого в красивом теле или в сексуальном голосе?

Вопрос в том, как подростку обращаться со всем, что он видит и слышит. Как правильно воспринимать поднимающиеся в нем чувства?

Анализируя тему подростковой сексуальности и полового созревания, я решила сделать краткий экскурс в историю вопроса.

Общеизвестен тезис советских времен: «У нас в стране секса нет».

Обратившись к истории психологии, мы находим подтверждения, что в дореволюционный период в российском научном мире активно поддерживались и развивались идеи Зигмунда Фрейда. Помимо прочих направлений, существовал психоанализ, который некоторое время развивался и после 1917 года. Одна из первых русских психоаналитиков, Татьяна Розенталь, читала курс лекций «Психоанализ и педагогика» в Институте по изучению мозга под руководством В.М.Бехтерева.

Активный пропагандист идей Фрейда, И.Д. Ермаков, в 20-е годы XX столетия изучал душевно здоровых детей в возрасте от года с точки зрения проявления их бессознательных влечений. Психоанализ активно участвовал в решении общегосударственной задачи воспитания ребенка.

Однако теоретические воззрения «фрейдистов» вступили в конфликт с официальной идеологией и были подвергнуты остракизму. На научных конференциях и в печати в начале 1930-х годов прошла обширная кампания, направленная на изгнание психоанализа из отечественной теории и практики.

К середине 1930-х эта же участь постигла еще одно практическое направление советской психологии — «педологию», предметом изучения которой выступал ребенок в его индивидуальном своеобразии. Политические же тенденции были таковы, что от педологии ожидали разработки научно обоснованных методов формирования, обучения и воспитания ребенка под нужды социалистического общества. Для государства стал неактуальным подход к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. По мнению современных исследователей, запрещение педологии сильно затормозило развитие таких отраслей как детская и педагогическая психология, психология труда, социальная психология. Многие психологи были подвергнуты репрессиям (аресты, ссылки, некоторых постигла высшая мера наказания).

В общем, несколько поколений назад в научном сообществе и в обществе в целом оказались табуированы темы индивидуальных особенностей и особенностей развития личности. Так что неудивительно, что мы с таким трудом сопровождаем наших детей в их сексуальном развитии.

Например, какие чувства и мысли вызывают у читателя такие темы для обсуждения на семинаре Марианны Франке:

  • В каком климате рос Я, когда был ребенком?
  • Что я узнал о стыде и о свободе в сексуальных отношениях?
  • Кто из моей семьи, из моих учителей радовался моему расцветающему созреванию, исходящему от меня излучению, моей эротичности?

Казалось бы, сейчас в обществе нет никаких табу на тему секса. Доступна литература, видео, художественные и даже научно-популярные фильмы затрагивают вопросы эротичности, сексуальным подтекстом наводнена реклама.

Но еще раз о грустном: обилие информации не улучшает ситуацию ни с количеством венерических заболеваний, ни с количеством детей-отказников и одиноких молодых мамочек. И общество отворачивается от «этих дур», которые сами должны были думать, что делают.

Консультировалась с кандидатом педагогических наук Щербаковой Людмилой Николаевной, которая ведет курс педагогики в вузах столицы. Она приводила примеры студентов, которые и в 20 лет ничего не знают о половом и сексуальном воспитании, и совершенно не готовы обсуждать эту тему.

Одна студентка, на зачете получив билет, так смутилась, что подошла к преподавателю и шепотом сообщила, что ей достался ТАКОЙ вопрос — про половое воспитание! Это девочка, будущая профессия которой подразумевает, что она будет освещать эту тему школьникам или студентам.

Собственное мнение коллеги-педагога заключается в том, что нужно очень осторожно вводить ребенка в мир взрослых и дозированно говорить о сексе, чтобы не вызвать у него нездоровый интерес.

Вроде бы все правильно. Не стоит обрушивать на него всю информацию, равно как и скрывать ее.

Однако интересно другое. Когда мы обучаем ребенка, скажем, разжигать костер, мы же не думаем, что тем самым развиваем у него наклонности поджигателя. А говоря о сексе, опасаемся ребенка испортить. Не виной ли тому наша собственная дремучая некомпетентность именно в вопросах воспитания?

Продолжая исторический экскурс, стала интересоваться, что же было с «запретной» темой в советское время? Были Макаренко и Сухомлинский. Маленькие главы, затерянные в обширных педагогических трудах, доступные и интересные, как правило, лишь специалистам-педагогам.

Обратилась к немногочисленному списку литературы, предлагаемой студентам к прочтению в рамках лекции по половому воспитанию. Картина такова. Медицинские и психологические аспекты вопроса в литературе стали освещать начиная с 1980-х годов. Книга 1970 года издания носит название «Разговор на трудную тему». Книги конца 1980-х и 1990-х годов уже впрямую именуются «Воспитание сексуальной культуры молодежи», «Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты», «Беседы о половом воспитании».

Тем не менее, Людмила Николаевна приводит комичный пример, как на ее лекции в университете один из студентов-вечерников покрылся испариной и в ужасе сказал: «Пусть скорее мой ребенок вырастет, отправлю в школу, там пусть и воспитывают».

Вот так-то.

Смотрю в интернете, какие существуют тренинги, лекции, семинары по этой тематике на нашем гигантском рынке обучающих услуг. Обращаю внимание, интересующая тематика — не секс как таковой, а именно сексуальное воспитание. Поисковик выдает многочисленные форумы, где родители пытаются разобраться, как это делать. Создается впечатление, что тема для многих животрепещущая. Встречаются некоторые литературные источники, рефераты, ссылки на лекции в вузах. К сожалению, специальных мероприятий, посвященный диалогу специалистов и родителей, специалистов и подростков, не обнаружилось.

Тем временем, выпускницы детских домов с завидной регулярностью беременеют в раннем возрасте. Иногда в лишениях растят своих детей, иногда оставляют новорожденных в роддоме, подтверждая народные наблюдения в духе: «от осинки не родятся апельсинки».

По имеющимся у меня данным, в подмосковных учреждениях, где есть 18-20-летние выпускницы с детьми, их количество составляет от 10 до 100% от общего количества воспитанниц.

И хотя последние 2-3 года некоторые фонды целенаправленно стали помогать молодым мамочкам, находящимся в трудной жизненной ситуации, профилактические меры, которые можно предпринять до того, как девочки в этой ситуации окажутся, пока благотворителям не под силу. Пожелаем им сил и концептуальности в их нелегкой миссии.

А в качестве новогоднего подарка даю ссылку на выдержки из лекции Марианны Франке-Грикш, которую она читала в гимназии г.Челябинска несколько лет назад: и ссылку на ее грядущий семинар.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий