СМИ об НКО: пишут больше, но не лучше


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Журналисты и представители третьего сектора в очередной раз обсудили проблемы своего взаимодействия — на этот раз за круглым столом «Ценности гражданского общества через призму освещения в СМИ деятельности общественных организаций», который прошел 8 февраля. Сошлись на том, что в последнее время о благотворительности писать стали заметно больше. Но не сильно лучше.

Как представлены НКО (а также проблемы, которые они поднимают) в общественном дискурсе через СМИ? Как правильно строить диалог между СМИ и НКО? Кто из них больше заинтересован в сотрудничестве и должен проявлять инициативу? — эти и другие вопросы обсуждались в ходе дискуссии. Встреча была организована кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ и Агентством социальной информации (АСИ) в рамках ежегодной научно-практической конференции «Журналистика в 2011 году. Ценности современного общества и СМИ».

Лед тронулся

Журналисты начинают интересоваться деятельностью НКО, констатировали эксперты. По словам Елены Темичевой, руководителя проектов АСИ, темы, продвигаемые общественными организациями, стали актуальнее.

Растет и число публикаций, посвященных благотворительности. «Раньше мы говорили о наведении мостов между СМИ и НКО, о пропасти, их разделяющей, сейчас ситуация существенно изменилась, — уверена Татьяна Фролова, заместитель завкафедрой периодической печати журфака МГУ. — Публикации множатся».

Это подтверждает и контент-анализ СМИ, проведенный исследовательской группой факультета журналистики по заказу Форума Доноров в 2011 году. «Он показал, что с 2008 года количество материалов, посвященных деятельности благотворительных фондов, выросло более чем на 60%», — рассказала Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума Доноров.

Однако качество публикаций далеко не всегда устраивает благотворителей. Часто журналисты просто рассказывают об акциях, организованных НКО, не затрагивая проблемы, ради освещения которой они затевались. Аналитика же вообще большая редкость.

Есть и сложившийся набор штампов. «Загоняя себя в привычные форматы, журналисты часто делают материал не интересным. Наблюдается информационная безликость и аскетичность. Резон акции для общества и ценность НКО остается за кадром», — считает Елена Темичева. Она представила рекомендации журналистам, которые будут распространяться в рамках Программы поддержки социально ориентированных НКО.

Зачем писать про НКО

«Интерес общества к НКО проявляется, когда возникает острая ситуация либо в отношении самой общественной организации, либо в сфере их деятельности», — уверен Виталий Челышев, заместитель главного редактора журнала «Журналист».

Потому говорить СМИ, что они что-то должны, не правильно. Если НКО станет сильной, авторитетной и влиятельной, «ищейки сами пойдут на запах».
Но не все так просто. «Далеко не каждая НКО представляет постоянный информационный повод, — подчеркнула Наталья Каминарская. — Она делает свою работу. Рассказ о ней может быть как о живущем в соседнем подъезде».

Формат, несомненно привлекательный для журналистов, — комментарии от НКО-шников. Их преимущества — компетентность и открытость. «Как экспертов на цитату их будут звать всегда, — считает Надежда Ларина, журналист еженедельника «Агрументы недели». — Например, движение «За школьное образование» гораздо лучше разбирается в новом законе об образовании, чем чиновники. Ни 1 публикации об архитектуре сейчас не обходится без комментариев Архнадзора».

В диалоге СМИ и НКО заинтересованы и представители власти. Илья Чукалин, заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития РФ призвал журналистов освещать то, как идет Программа поддержки социально ориентированных НКО. «В силу общего недоверия к власти многие не доверяют и проводимым различными ведомствами конкурсам, и НКО, в них участвующим, — отметил он. – Для нас важно, чтобы СМИ рассказывали о результатах программы – как положительных, так и отрицательных. Мы максимально заинтересованы в том, чтобы СМИ независимо мониторили программу. Это было бы стимулом для регионов делать ее качественно. Например, в Пензенской области – 9 человек в комиссии, и все чиновники, ни одного представителя общественных организаций. И эта информация открыта, ее можно найти».

Все ли СМИ нужны НКО

Обычно НКО упрекают в том, что они не умеют говорить с журналистами на одном языке. Но стоит ли говорить на одном языке со всеми? «Готовьтесь к полемике и дискуссиям с самыми неудобными спикерами. Иначе не видать вам никаких федеральных эфиров», — призвала НКО-шников Надежда Брейман, заместитель директора Радио «МИР», автор и ведущая программы «Азбука благотворительности».

Однако в принципе далеко не со всеми подряд хочется разговаривать. «Идти или нет в скандальные программы с людьми, с которыми не сел бы за один стол — ради публичности?» — задала непростой вопрос Анна Белокрыльцева, редактор программы «Адреса милосердия».

На него не может быть однозначного ответа – каждый должен решать за себя. Представители коалиции «Все вместе», например, решили никогда не ходить на передачу к Малахову, а «Даунсайд Ап» сами приглашали его на свои мероприятия.

Наверное, самое продуктивное для представителей НКО выстраивать собственную траекторию публичной активности, понимать, какая аудитория — их, и «налаживать мосты» с интересующими авторами.

«Не все журналисты по своему складу могут заниматься социальной журналистикой, не все должны в нее идти», — констатировала Татьяна Фролова.

Добавить комментарий