Стратегическая филантропия


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

24 апреля в Киеве, на свежевыстроенном НСК «Олимпийский», прошла уже шестая международная конференция, посвященная вопросам КСО (Корпоративной социальной ответственности).

Называлась она знаково: Социальная ответственность бизнеса — Инвестиции в будущее. Звучит очень обнадеживающе, и мало кто или почти никто не задумался: почему не в настоящее? Пришлось приложить усилия, чтобы разобраться в разнообразии трактовки и понимания роли корпоративной социальной ответственности не в будущем, а именно сегодня.

Фото: www.sweden.se

Решила начать с восприятия – как этот феномен воспринимают сами участники и гости конференции. Выражаясь своими словами, люди в конце-концов говорили примерно следующее: «ну, это благотворительность, только учитывающая интересы фирмы, и как бы работающая не только на благо общества и незащищенных слоев населения – но и на благо Корпорации, ее развития, продвижения, прибылей и авторитета». Или – «работа по устранению или компенсации вредного производства фирм». «И еще, – добавляли некоторые, — это благотворительность, внесенная в бюджет предприятия, в его затратную часть – т.е. точно просчитанная и запланированная».

Было интересно впоследствии сверить трактовку и понимание этого явления. Вот что рассказывает нам Википедия.

Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы.

Благодаря инициативе ООН по , во всем мире корпоративная ответственность начинает получать почти обязательное воплощение и регулярное обсуждение. Хотя, как обозначено в положениях данного Договора – это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство. Предполагается, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Плюсы

Безусловно – это только в плюс. Ведь если ранее на территориях СНГ существовала только сугубо благотворительность как способ удовлетворения своей личной потребности помогать – симптоматично и разово, то теперь благотворительность вносится в планы предприятия и фокусируется на действительно проблемных участках жизнедеятельности, с которой соприкасается фирма.

Таким образом, они работают на более широкую и продолжительную перспективу как донор. Я бы уточнила, что грамотно построенная стратегия и (как сказано в словаре) концепция КСО работает опять же на прибыль, только долгосрочную.

Каким образом? Да очень просто – по принципу «какой привет – такой ответ». Потребитель рано или поздно отреагирует своей покупательской инициативой на инициативу производителя. Будь то экологически чистый продукт, или новы рабочие места, или социальная защита своих же сотрудников, или развитие инфраструктуры регионов присутствия…

Одним из часто повторяющихся месседжей конференции был постулат – основной капитал любого предприятия и производства – это люди. И те, кто потребляет товар, и те, кто его производит. Поистине, необходим был всемирный экономический кризис, что бы вспомнить, что капиталом являются не только объекты и деньги!

КСО так же положительно отличается от частной благотворительной тем, что задействует почти все структуры в регионе присутствия главного донатора – от мелких фирм и ЧП до государственных учреждений.

Например, на конференции был озвучен довольно оригинальный способ наполнения бюджета Сумской области – путем повышения уровня заработной платы – и, параллельно, регулирования цен. Это, как утверждает руководство области – тоже КСО, так как из бюджета были освоены объекты социальной филантропии – детские площадки и спортивные комплексы. Кроме того, Сумская область выделилась внедрением еще не узаконенной практики, когда аграрные  корпорации, расположенные в области, отчисляют 1- 1,5 % от прибыли с 1 кв.м обработанной земли. Законопроект уже подан на рассмотрение в Верховную Раду, но сумские бизнесмены не ждут его официального утверждения. Результатом сотрудничества стала покупка машин скорой помощи, медицинского оборудования в больницы и масса других актуальных инициатив…

«МетИнвест Холдинг» кроме того, что повышает стандарты безопасности своих сотрудников (шахтеров), еще и трудоустраивает своих же пенсионеров. Новые молодые специалисты не всегда имеют соответствующий опыт работы. Поэтому на предприятии проводятся внутрикорпоративные тренинги, которые ведут сторожилы производства, уже находящиеся на пенсии и получающие дополнительную зарплату.

«Мрия Агрохолдинг» открыл Украинскую Аграрную Школу(обучение бесплатное, на основе конкурса), где выпускники аграрных вузов обучаются работать по новым технологиям и на новейшей технике и оборудовании, которое они в ВУЗе пока еще в глаза не видели. Таким образом, агрошкола в течение 9 месяцев готовит специалистов с опытом работы, которые владеют не только знаниями, но навыками. Они так же помогают своим выпускникам трудоустроиться. Действительно, чем такое КСО-решение отличается от именных стипендий благотворительных фондов и частных филантропов?

Энергетическая корпорация ДТЭК (ее стратегия предполагает построение энергетической компании, связывающей Украину, Евросоюз и Россию в единую цепочку по производству и продаже электроэнергии по принципу вертикальной интеграции) на сегодня присутствует в 8 регионах Украины и является там главным налогоплательщиком. Но, как пояснила советник по устойчивому развитию этой корпорации Виктория Гриб, они не хотят более выполнять это завидную миссию единолично. Поэтому, не смотря на то, что компания в состоянии обеспечить себя всем необходимым (принцип вертикальной интеграции), они будут инвестировать в развитие мелкого бизнеса – транспортного, обслуживающего (пошив спец.одежды) и т.п. Одним из наиболее завидных КСО – проектов они считают постройку ветро-энергетической долины на побережье Азовского моря. Но при этом Виктория усердно подчеркивала, что корпорация давно вышла изфазы благотворительности и поднялась на более высокую ступень бизнес ответственности.

Но в самом ли деле КСО выше благотворительности?

Минусы

Получается, что если в бюджет предприятия уже заложены определенные социальные (благотворительные) мероприятия, то просто прийти и попросить помощь — так вдруг – будет «не формат»? Так как не впишется в годовую смету? Я задавала это вопрос некоторым спикерам конференции, и они готовы дать отдельное разъяснение по этому вопросу. Скажу только — у всех разный взгляд на подобные ситуации, потому что у каждого предприятия свой конек в КСО – от зеленых технологий до постройки храмов…

Однако, хочу вас заверить, что на территории Украины не заметно границы между благотворительностью и социальной ответственностью. Во всяком случае, в сознании среднего украинца эти понятия четко не разграничены.

Руководство украинских компаний так же трактуют КСО по-разному, преследуя каждая свою особую цель. Есть фирмы, которые занимаются КСО поневоле, следуя устанавливающейся моде или, приватизировав (получив) вместе с предприятием в нагрузку еще и соц. сектор, чуть ли не в условии договора.

Есть филиалы международных корпораций, которые не проявляют инициативу – в их уставах уже давнопрописана соцответственность на иностранном языке с указанным алгоритмом действий.

Есть и прогрессивные компании, стремящиеся выйти на зарубежные рынки, где КСО – норма. Обычно это крупные холдинги, для которых затратная часть любого благотворительного проекта – не проблема. Главное для них – соответствие международным стандартам во всем.

Имеют место фирмы, для которых это всего лишь ПР-технология – они выбирают яркие, резонансные для Украины проекты, порой не имеющие отношение ни к профилю фирмы, ни к региону присутствия.

Оригинально выглядят предприятия, которые обычное выполнения законодательных норм (уплата налогов,модернизация производства, повышение зарплаты и постройка санаториев для сотрудников) уже считают социальной ответственностью.

Но есть и такие, кто начинает поднимать вопрос о льготном налогооблажении…

Опять плюсы

Именно налоговые льготы и стали темой вялотекущей, но не прекращающейся дискуссии в украинском бизнес-сообществе. А такие заявления доказывают, что у нас в стране КСО – это и есть благотворительность или еще одна ее разновидность. Ведь помогая институту власти решать насущные проблемы и даже латать бюджет, такие благодетели рано или поздно начинают задуматься о взаимной благодарности в области налогов, за выполненную работу. И это вполне соответствует нашей ментальности – пожелать, не подумавши — так как такие мечты необходимо подвести под законодательную базу. И как, в таком случае, вычисляется прибыль такого рода благотворительствующих или бизнес-ответственных предприятий?

Пока то, что существует на украинском КСО-пространстве, с участием государственных структур и местных органов власти, можно обозначить как стратегическая филантропия.

Западные предприятия четко понимают ответственность бизнеса, и ни о каком снижении налогооблажения речь у них не идет. КСО отдельно, котлеты (благотворительные фонды) – отдельно. А вот в отношении конкретно обозначенной благотворительной деятельности – в некоторых странах применяются такиеналоговые льготы, которым бы действительно позавидовали наши успешные КСО-стратеги.

Но есть еще один важный плюс во всей этой затее – западные инвесторы, которые так же присутствовали на конференции, определено заявили, что будут вкладывать тут на Украине в те предприятия и бизнес, которые ведут политику социальной ответственности. И даже сказали в какие – водные, зелены технологии и энергосберегающие. Они не упоминали в своих спичах, что будут проверять наличие благотворительного фонда при фирме. И, судя по их реакции, пока что настоящее положение дел в украинском ответственном (или безответственном) бизнесе не очень определенно для этих инвесторов. Вот почему слоган конференции был сформулирован именно так – инвестиции в будущее. Есть о чем задуматься.

Глобальный договор представляет собой основу для представителей деловых кругов, желающих сообразовывать свою деятельность и стратегии с принципами из области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией.  Будучи крупнейшей в мире глобальной инициативой по утверждению ответственной гражданской позиции корпораций, к которой присоединились тысячи участников из более чем 100 стран мира, Глобальный договор ставит своей первостепенной задачей демонстрацию и обеспечение социальной легитимности бизнеса и рынков.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий