Кто из нас настоящий Фантомас


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

11 мая в РИА Новости прошел круглый стол: «Как помочь детям с ограниченными возможностями здоровья не потеряться в нашем мире».

Ведущая круглого стола – Ирина Ясина, начальник отдела социальных рейтингов РИА Новости, – о сложностях, с которыми ежедневно сталкиваются люди с особенностями, знает не понаслышке: она сама передвигается на инвалидной коляске. В последние годы ситуация начала меняться к лучшему, — считает она: «Постепенно, медленно, поступательно, проблемы людей с ограниченными возможностями все-таки решаются. Еще 5 лет назад того, что есть сейчас в Москве, я не могла вообразить. Она все больше становится похожей на цивилизованный город».

Но до того, чтобы жизнь этих людей можно стало бы сравнивать с жизнью остальных, еще далеко. Главные проблемы – образование и достойная работа.

Шаги навстречу. Кто первый?

Возможностей получить образование для детей с особенностями становится больше, развивается инклюзивный подход – когда они учатся вместе с обычными детьми. Этот подход существует в нескольких вариантах. На Западе, например, акцент ставится на то, чтобы приспособить среду к людям с особенностями, сделать ее доступной и удобной. В России же до последнего времени действовала другая идеология – адаптировать этих людей к агрессивному миру. «Инклюзивная модель в России существует не менее 15 лет, она долго и трудно пробивала себе дорогу, — рассказала Маргарита Русецкая, начальник управления анализа и стратегического развития образования департамента образования г. Москвы. — Только в последние годы мы начали заниматься созданием доступной среды».

Очень важно, чтобы движение на этом пути было встречным: нужно, чтобы и люди с ограниченными возможностями, и все, кто считает себя лишенным ограничений, стали воспринимать друг друга на равных.

У детей это получается проще и легче, чем у взрослых. Директор московской школы «Класс-центр», заслуженный учитель РФ Сергей Казарновский берет в свою школу очень разных детей. В одном обычном классе, например, учится девочка с синдромом Дауна. Ей 7 лет, она умеет читать и писать. «Дети не считают, что в ней есть что-то особенное и даже не подозревают о всех ее трудностях в отношениях с миром. Они просто вместе учатся».

Главное – это начать «жить вместе», уверен Сергей Казарновский. Проблемы часто возникают от того, что дети никогда не сталкивались с теми, кто отличается от них. «Когда один мальчик в лагере впервые увидел своего сверстника на инвалидной коляске, он от неожиданности обронил бейсболку. Парень на коляске среагировал быстрее – подъехал, ловко ее подхватил и подал хозяину. Потом ребята подружились», — рассказал Сергей.

Дети в этой школе действительно живут вместе – не только учатся, но и занимаются творчеством. Один из проектов – спектакль «Кадиш» на стихи Александра Галича, где все участвуют на равных, можно увидеть на «Дожде».

Со взрослыми же гораздо труднее – они очень трудно расстаются со стереотипами. «Не каждый из родителей отважится отправить особенного ребенка в обычную школу. Здесь мифов не меньше», — констатировала Ирина Ясина.

Из гетто в открытый мир

Чтобы социализация особенных людей действительно осуществилась, они должны войти в мир, найти в нем свое место.

В сообществах, в которые объединяются люди с особенностями, идет нормальная, насыщенная жизнь. Александр Ездов, директор Центра образования «Технологии обучения», специализирующегося на дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями, рассказал о том, на что способны его ученики. «Дети, даже не выходя из дома, могут общаться, развивать свои навыки и способности, зачастую опережая детей «без ограничений». У наших детей развивается культура участия в диспутах, они часто более продвинуты в смысле освоения информационных технологий. Очень продуктивны в плане креативных идей. Многие из них заканчивают престижные вузы…. Но вопрос трудоустройства — по-прежнему очень тяжелый».

Возможность работы для людей с особенностями сейчас, пожалуй, самый большой камень преткновения. Очень сложно убедить работодателя в том, что принять таких людей, — не акт героизма или исключительной благотворительности, что он не только ничем не пожертвует, но может и выиграть. К счастью, такие прецеденты появляются. «У меня есть знакомый – руководитель компьютерной фирмы. Он очень любит брать на работу глухих, считая их более эффективными – им не мешает шум, они более сосредоточены, не отвлекаются», — рассказала Ирина Ясина.

Пока для людей с особенностями будет все «отдельное» — фестивали, школы, театры, — они не смогут интегрироваться в общество. «От полного непризнания существования проблемы мы уже далеко ушли. Сейчас фаза стигмы. Но движемся к включению», — подытожила Ирина Ясина.

Что двигатель: чья-то личная вовлеченность или становление нормы?

К уничтожению границ и барьеров стремятся организаторы Фестиваля «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья. «Этот праздник проходит уже 23-й год, — рассказала Оксана Гончарова, директор центра фестивальных, культурно-зрелищных и культурно-досуговых программ Департамента образования Москвы. — В этом году мы изменили концепцию – из закрытого мероприятия мы сделали его открытым, заговорили о нем и стали привлекать внимание. Впервые на нем вместе будут разные дети – с особенностями и обычные». Финал XXIII Фестиваля пройдет 14 мая. В фестивальном городе, разбитом у Лужников, соберутся порядка 4,5 тысяч детей.

Настоящая «жизнь вместе» начнется тогда, когда спокойные, равные и деловые отношения с людьми с особенностями станут нормой. И если права таких людей нарушаются, это надо не замалчивать, а открыто обсуждать. С каждым из них такое наверняка происходило не раз. Ирина Ясина, например, рассказала, что ее с подругой однажды не радушно встретили в театре на Арбате, 48, в центре Павла Слободкина, — сказали, что на колясках нечего им там делать…

Недавняя скандальная история с московским океанариумом, не пустившим аутичных детей заниматься вместе с другими, получила широкую огласку. Это позволяет надеяться на то, что в обществе действительно идут изменения, и на проблемы людей с особенностями начинают обращать внимание не только те, кто так или иначе вовлечен в это лично.

«У меня очень личная история, — призналась Татьяна Лазарева, телеведущая, попечитель благотворительного фонда. – Мой папа – с особенностями. Он слепой. Он нормальный человек, такой же, как все. Я живу с этим с детства…. Я участвую в разных подобных мероприятиях, понимая, что мой статус, вызванный частым появлением в телевизоре, может помочь. Хотелось бы, чтобы люди понимали и помогали, не обязательно столкнувшись лично. Чтобы это было нормой».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий