Скорая электронная помощь


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Несколько месяцев журналисты следят за судьбой 8-летнего Дениса Трунова из Тулы, которого почти год назад сбила машина. Ребенку в кратчайшие сроки необходимо было провести дорогостоящую операцию (лечебный курс стоил 1000 евро в сутки) в Германии. Родителям Дениса удалось успешно организовать сбор средств через интернет.

Система электронных пожертвований в этой ситуации сработала на все сто. Но тем не менее, случай в Туле, скорее, исключение правил. Сегодня электронная благотворительность не особо популярна в России, несмотря на очевидное удобство (не нужно стоять в банковских очередях или лично оказать адресную помощь). Сложности связаны в том числе и с тем, что не все способы совершения электронных пожертвований предусмотрены законодательством.

Платежный терминал с возможностью пожертвовать на благотворительность. Фото с сайта Miloserdie.ru

Платежный терминал с возможностью пожертвовать на благотворительность. Фото с сайта Miloserdie.ru

Простые платежные агенты – это терминалы, которые повсюду стоят. Они не являются терминалами банков, банкоматами и могут совершить простые операции (законом предусмотрено всего 5 видов). Представители некоммерческого сектора не раз пытались добиться принятия поправок в законодательство, касающееся платежных терминалов, но пока дело не дошло даже до внесения их в Госдуму. Впрочем, с принятием закона «О национальной платежной системе» возможности у НКО расширились в части электронных денежных средств.

«Операторы же электронных денежных средств – иная категория, которая появилась в прошлом году, в связи с принятием закона «О национальной платежной системе», — комментирует директор по правовым вопросам CAF Россия Инна Моторина. — У них нет ограничений по видам операций, то есть можно осуществлять, в том числе, и пожертвования. Но пока преждевременно говорить о какой-то практике, поскольку закон «О национальной платежной системе» был принят не так давно».

Она поясняет, что «понятия «электронное пожертвование» в законодательстве нет. Операции с помощью высокотехнологичных средств (назовем это так) можно условно разделены на три блока: СМС, платежные терминалы, пожертвования с помощью электронных денег.

«Можно еще внести пожертвование через банкоматы, но этот вид операции (равно, как и проведение операций в Интернете посредством банковской карточки) является прозрачным, потому что это не анонимный платеж, — говорит Инна Моторина. — С остальными видами есть некоторые сложности. Пожертвования с помощью электронных денег законом  не запрещены, а вот терминалы могут осуществлять пока лишь пять видов операций и представители НКО хотели бы внести поправки в действующее законодательство, чтобы оно указало в качестве шестой операции – пожертвования».

НКО хотят доказать государству, что им нечего скрывать. С точки зрения государства, операции по пожертвованиям относятся к категории рискованных. Это связано, в том числе, и с рекомендациями международных организаций, которые борются с терроризмом и отмыванием денег. В этой связи эксперты некоммерческого сектора предлагали финансовым регуляторам и правоохранительным органам ограничить верхний порог для пожертвований, чтобы исключить тех, кто хотел таким способом отмыть деньги. Максимальная сумма при проведении электронной операции пожертвования могла бы достигать 5000 рублей. Понятно, что при таком пороге никто отмывать незаконно заработанные капиталы и финансировать террористов не станет, слишком замысловатой окажется операция по переводу шестизначных сумм. Но закрытый перечень по простым платежным терминалам продолжает действовать, и список этот не расширяется.

«Пять операций – это допустимая деятельность для платежных агентов. Дело в том, что в действующем законодательстве есть платежные агенты, которые могут совершать операции с деньгами физических лиц. Пожертвования в этом перечне не указаны. При этом есть еще банковские платежные агенты, для которых запрета нет. Они тоже могут иметь терминалы, но банковских платежных агентов значительно меньше, чем терминалов», — заявила Инна Моторина.

Вопреки сложившейся ситуации отдельным благотворительным организациям все же удается принимать электронные и СМС-пожертвования. Одной из таких НКО является региональная общественная организация «Милосердие», помогающая детям, оставшимся без родителей, одиноким старикам и инвалидам. Организация принимает смс-пожертвования с 2009 года. Им удалось договориться с телекоммуникационной компанией. Представитель «Милосердия» Дмитрий Британов говорит, что подписать договор стоило больших трудов и терпения.

«Мы используем СМС-каналы, пожертвования через «Яндекс.Деньги», другие платежные конфигурации. Это тяжелая, кропотливая работа, поскольку с каждым провайдером возникает масса вопросов по данной услуге, — рассказывает Британов. — Из-за того, что нет законодательного регулирования электронная благотворительность оказывается доступной только крупным некоммерческим организациям. Чтобы договориться с телекоммуникационной компанией нужны огромные усилия, а с этим может справиться только большой и опытный фонд, маленьким НКО, увы, это не под силу. Кроме того, здесь еще важен определенный авторитет и известность в отрасли. К примеру, когда мы вели переговоры с «Яндекс.Деньги» весомую роль сыграло то, что РОО «Милосердие» известно в благотворительной среде».

Он также подчеркивает, что представителям некоммерческого сектора стоит набраться терпения перед тем, как идти с предложением к провайдерам, более того необходимо иметь представление о правилах игры на телекоммуникационном рынке.

«Конечно, мы работаем не с самим оператором. В каждом конкретном случае, есть определенный контрагент. Конечно, провайдер берет проценты за свои услуги, но для НКО это низкие ставки, — говорит Дмитрий Британов. — Но, так или иначе, это индивидуальные договоренности, никаких тарифов нет. Если бы вся эта процедура была прописана в законе, то существовали бы правила, по которым некоммерческие организации работали с контрагентами, самими провайдерами. Сейчас каждая договоренность уникальная, по каждой можно написать инструкцию, как организовать акцию СМС-пожертвований».

Электронные пожертвования становятся популярными и в регионах. К примеру, в Петербурге работает система платежных терминалов «Уникасса». С ее помощью можно внести пожертвования в адрес НКО, помогающим онкобольным, бездомным, детям-инвалидам, приютам для животных. Всего 8 петербургских некоммерческих организаций принимают деньги через «Уникассу».  Зачастую, руководителям региональных НКО проще договориться с местными телекоммуникационными компаниями и платежными системами, чем приезжать в Москву и вести переговоры с федералами. Так, к примеру, Фонд им. Алены Петровой из Томска успешно запустил систему СМС-пожертвований.

«Наш фонд пользуется услугой Национального благотворительного фонда (существует единый короткий номер благотворительности – 7715), — комментирует специалист по связям с общественностью Фонда им. Алены Петровой Мария Рябова. — Деньги, направленные в помощь нашему фонду, аккумулируются сначала на счету Национального фонда, а далее, раз в квартал, перечисляются на наш расчетный счет. Пожалуй, для жертвователя, СМС — это самый простой способ помочь. Тем более, сумма, снимаемая за каждое сообщение, небольшая. При данных обстоятельствах особых недостатков и трудностей нет. Единственное, что не совсем удобно — большие промежутки между перечислениями. К примеру, если нам нужна срочная помощь ребенку, нерационально использовать СМС, поскольку деньги приходят с опозданием, и мы не знаем до последнего момента, какая сумма будет перечислена. Такие перечисления удобны для постоянного и стабильного сбора, но точно не для экстренных случаев, которых бывает немало».

Однако по словам Марии Рябовой у СМС-пожертвований есть и обратная сторона: большие затраты на само проведение виртуальных акций.

«Мы можем продвигать, к примеру, такие акции при помощи различных средств рекламы. Но опять же, рекламные услуги, достаточно дорогие, тем более для НКО. Таким образом, вешая баннер об СМС-помощи, и оплачивая его аренду каждый месяц, окупаемости не происходит», — подчеркнула представитель фонда.

Представитель «Милосердия» Дмитрия Британов, наоборот, считает, что электронная благотворительность должна исключать из статьи расходов наружную рекламу, ролики на ТВ и радио с призывами отправить СМС на определенный номер.

«Интернет тем и хорош, что не надо тратить деньги на социальную рекламу. НКО должно заявлять о себе и проектах через социальные сети. В конце концов, у каждой организации должен быть сайт, на котором можно разместить всю инфраструктуру для электронной благотворительности», — подчеркивает эксперт.

Несмотря на кажущуюся сложность работы по разработке проекта электронной благотворительности, его система достаточно проста. В схеме присутствует оператор сотовой связи, банк и благополучатель. Провайдер и банк совместно получают порядка 10-15% от переводимой суммы. НКО считают, что это весьма приемлемый процент. Они подчеркивают, что через  смс-пожертвования проходят небольшие суммы, но, так или иначе, они соизмеримы с другими источниками дохода. Между тем, 15 % — не самая высокая ставка. Стандартная прибыль посредника составляет порядка 50%.

Но так или иначе НКО стараются использовать СМС-фандрайзинг. Состоятельность электронных переводов подтверждает и представитель Фонда им. Алены Петровой Мария Рябова. По ее словам, фонд использует систему Payonline.

«В отличие от СМС, активность здесь выше: каждый день мы получаем транзакции. И суммы бывают значительные. Конечно, эти системы не приносят большую часть пожертвований, но однозначно, играют немалую роль. И безусловно, приток средств увеличивается», — заявила Рябова.

Но, несмотря на отдельные примеры, многим некоммерческим организациям (особенно, небольшим) не удается  договориться с телекоммуникационными компаниями. Те, кто уже имеет успешный опыт сотрудничества с ними заявляют о том, что при ведении переговоров с провайдерами важно набраться терпения и быть настойчивыми.

«Менеджмент компаний-провайдеров на письма не отвечает, время тянет, но терять надежду не стоит, — советует Дмитрий Британов. — Отправляйте письма повторно и звоните, звоните, звоните. Как я уже говорил ранее, важнее статус и масштаб самой НКО. И третье: гибкость. Очень важно искать компромиссы, ибо провайдер выставляет различные условия сотрудничества. Помню, мы согласовывали договор с компанией несколько месяцев».

Представители НКО намереваются обратиться к законодателям с целью внесения поправок в ряд нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность и платежных агентов.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий