КСО с человеческим лицом


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Корпоративную социальную ответственность (КСО) бизнеса и  благотворительность в «чистом» виде часто противопоставляют. Все-таки когда мы упоминаем КСО, мы прежде всего говорим об устойчивости компании, ее цивилизованном развитии, этике  ведения бизнеса, а не о благотворительной помощи. Однако есть то, что эти два понятия максимально сближает — корпоративная филантропия. 

Фото: www.sweden.se

— За последние несколько месяцев  в Киеве прошло один за другим  несколько крупных мероприятий  на тему социальной ответственности  бизнеса. Это были и конференции, и круглые столы, и открытые дискуссии. Выступая на них, менеджеры по КСО почти все как один повторяли «Мы не занимаемся благотворительностью, для нас – это корпоративная социальная ответственность». А лично для меня — это знак того, что бизнес-сектор вновь возвращается к обсуждению терминологии, — говорит Дарья Непочатова, руководитель программ Украинского форума благотворителей, член Правления Глобальной сети VOLiNTEER.ORG. Она ознакомилась с тезисами статьи, опубликованной на «Филантропе», — КСБ (корпоративная социальная безответственность). И поделилась своим мнением.

Хотелось бы, чтобы в отечественных  компаниях, представители которых говорят, что «не занимаются благотворительностью», не забывали о корпоративной филантропии, которая в западных теориях и практиках КСО всегда была и остается важной составляющей корпоративной социальной ответственности, — говорит Дарья Непочатова. — Корпоративная филантропия предусматривает предоставление как финансовой, так и нефинансовой помощи нуждающимся; поддержку благотворительных организаций из корпоративного благотворительного фонда, предоставления грантов, in-kind или pro bono услуг, корпоративного волонтерства и многих других форм. Но форм именно помощи.

Вовлечь сотрудников

И правда — в случае КСО без корпоративной  филантропии выходит, что сотрудники (не все вместе, а по отдельности) никак не причастны к добрым делам  компании. Они просто хорошо выполняют  свою работу. Даже когда у компании есть свой благотворительный фонд для помощи нуждающимся, причастность сотрудников минимальна: у фонда, как правило, отдельный штат, а работникам предприятия совершенно не обязательно одобрять те направления помощи, которые выбрало руководство.

Корпоративная же филантропия дает целый набор инструментов для вовлечения всех работников в благотворительность. И она предполагает, что в коллективе объединены сотрудники-единомышленники. Разумеется, собраны они как профессионалы в своем деле, а единомышленниками становятся в сфере благотворительности.

(Одним из таких инструментов  может быть сервис частных  пожертвований для сотрудников  компании. В качестве примера  можно привести программу «Им нужна ваша помощь», которую с 2003 года реализует в CAF Россия. — Ред.)

Отгул по благотворительному поводу

Еще одна форма корпоративной филантропии  – корпоративное волонтерство, когда работники могут собраться  и сделать что-то реально значимое не только для себя или фирмы, но и для нуждающихся. В некоторых  западных компаниях для такого важного дела могут даже дать отгулы. Так называемые отгулы. Потому что сотрудники не «гуляют», а проявляют социально полезную активность.

Пример корпоративного добровольчества. Волонтеры компании Крафт Фудс Рус в Приокско-Террасном заповеднике

Например, компания NetApp* практикует корпоративную филантропию таким образом: предоставляет своим добровольцам до пяти оплачиваемых дней в году. Каждый сотрудник может участвовать в эти дни благотворительных мероприятиях, работать нянечкой или патронажной сестрой в больницах и хосписах, подметать улицы, стирать и гладить одежду, пожертвованную для неимущих. И конечно — он должен «заразить» своим увлечением коллег, помочь им найти свой вариант социально полезной активности.

Помоги умением

Еще одна форма корпоративной филантропии — оказание in-kind и pro bono услуг. Эти понятия близки — в том смысле, что речь идет также о предоставлении нефинансовой помощи. Разница в нюансах. In-kind — это в принципе всякая нефинансовая помощь (можно дать на время транспорт, инструмент, помещение), а pro bono — бесплатная профессиональная помощь. Например, юриста или бухгалтера.

Часто в корпоративной филантропии  применяется смешанная практика — pro bono и secondment. Secondment — по своей сути, «командирование» персонала на определенное время в другую структуру для овладевания им необходимых навыков. В случае с корпоративной филантропией — оплачиваемое участие персонала фирмы в благотворительной акции или адресной помощи.

Праздник со смыслом

В пользу нуждающимся можно обернуть и пресловутые «корпоративы». Круглые  даты, дни рождения, новогодние праздники  часто связаны с подарками. Так вот если менеджмент «филантропоориентирован», эти подарки могут быть не просто куплены в магазине, а сделаны руками тех, которым «покупатель» поможет пожертвованием или оплатой труда – форма может быть любой. Главное, что в руках у вашего коллеги будет не банальная китчевая картонка, а маленькая открыточка, нарисованная больным ребенком или нуждающимся человеком, или на ней будет указано, на какое благотворительное мероприятие пошли средства сувенирного бюджета. Тут так же форм может быть множество. (Пример — инициатива «Благотворительность вместо сувениров», который в середине 2000-х запустили несколько крупных компаний и фонд CAF. — Ред.)

Благотворительный «довесок»

А есть более масштабные проекты – которые объединяет коммерческую выгоду с благими делами, укрепляют коллектив, а заодно вовлекают в благотворительность покупателей товаров и услуг. Это социальный маркетинг, или CRM (Cause Related Marketing), когда товар или услуга продается с «благотворительной нагрузкой». Самый распространенный пример — покупатель супермаркета выбирает товар, а часть суммы покупки идет в ту или иную благотворительную организацию.

На Западе у этой модели более чем 20-летняя история, и она доказала свою эффективность. Посредством CRM в пользу некоммерческих организаций привлекаются миллионы, а прибыль компаний-инициаторов возрастает иногда на 50% — за счет роста лояльности покупателей.

То, что надо на постсоветском  пространстве

Вовлечь в благотворительность  своих сотрудников и покупателей, оказывать помощь не только деньгами, но и своими умениями, профессией, временем — есть ощущение, что внедрение на предприятиях постсоветского пространства практик именно корпоративной филантропии даже важнее, чем внедрение стандартов КСО в целом и, соответственно, нефинансовой отчетности. Тем более что тем, кому нужна помощь, до стандартов КСО особого дела нет.

Жду разъяснений и комментариев экспертов.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий