О чем говорит рэнкинг


18 ноября были объявлены результаты ежегодного всероссийского проекта – «Лидеры корпоративной благотворительности 2013», организованного газетой «Ведомости», Форумом Доноров и PwC.

лидеры корпоративной благотворительности

Десятка победителей 2013 года

  1. ОАО «Северсталь»
  2. ОАО «Банк Уралсиб»
  3. ЗАО НПК «Катрен»
  4. ОАО «Содексо ЕвроАзия»
  5. ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая компания»
  6. ОАО УК «Металлоинвест»
  7. Алкоа Россия
  8. ОАО «ГМК «Норильский Никель»
  9. Группа компаний Forex Club
  10. ООО «Дойче Банк»

Лидеров корпоративной благотворительности выбирают уже в шестой раз. Проект традиционно состоит из двух частей – рэнкинга и конкурса программ.

В этом году организаторы предприняли массу усилий, чтобы привлечь как можно больше компаний. Много внимания было уделено региональному бизнесу: их специально приглашали к участию в рэнкинге. Существенно и то, что была снижена финансовая планка: допускались компании с годовым оборотом от 100 млн рублей (в прошлые годы – от 300 млн рублей).

Предпринятые усилия дали определенный результат: если раньше количество участников никогда существенно не превышало 50, то в этом году их было 63.

Новые участники

В рэнкинге 2013 — 15 новых участников. Причем это не только небольшие компании, но и гиганты, такие как, например, «Норильский никель» и Forex Club. Примечательно, что, будучи дебютантами, они сразу попали в лидерскую десятку, заняв, соответственно, 8 и 9 места. Forex Club, к тому же, оказался на 2 месте в субрэнкинге «Финансовый сектор». «То, что приходят новые крупные компании — для нас это знак, — комментирует Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума Доноров. — Они, возможно, выжидали, чтобы, как говорится, «выстрелить». Теперь приходят и занимают сразу хорошие места. Нам, конечно, немного жаль всегда меленькие компании – у нас даже есть внутренний спор: надо ли их сравнивать с крупными в одном рэнкинге. Но мы решили: надо. Потому что это как на бирже, как в инвестиционных индексах —  сравниваются разные организации, но главное — как они работают. И шанс победить есть у любой компании».

Результаты субрэнкингов

Субрэнкинг «Региональные компании»

  1. ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая компания»
  2. ОАО «ГМК «Норильский Никель»
  3. ОАО Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд

Субрэнкинг «Финансовый сектор»

  1. ОАО «БАНК УРАЛСИБ»
  2. Группа Компаний Forex Club
  3. ООО «Дойче Банк»

Субрэнкинг «Сектор розничной торговли и производства потребительских товаров»

  1. ЗАО НПК «Катрен»
  2. ООО «Нестле Россия»
  3. Бритиш Американ Тобакко Россия

Субрэнкинг «Горнодобывающая промышленность и металлургия»

  1. ОАО «Северсталь»
  2. «Сибирская Угольная Энергетическая Компания»
  3. ООО УК «Металлоинвест»

В результате впервые удалось составить отдельный региональный субрэнкинг (для этого надо было набрать не менее 10 компаний). Особо хочется отметить компанию, которая первой отважилась участвовать в рэнкинге с годовым оборотом меньше 300 тыс рублей – это «Торгово-сервисная сеть Талисман». «Здорово, что сравнительно небольшие региональные компании начинают участвовать в рэнкинге или хотя бы смотрят в эту сторону, — говорит Александра Болдырева, руководитель проектов Форума Доноров. — Первая компания — маяк для других. Это начало, и мы рады, что процесс пошел».

«Мы действительно сделали много усилий для вовлечения регионального бизнеса, — развивает тему Наталья Каминарская. — Компании боялись, что в конкурсе участвуют такие титаны, с которыми очень сложно сравниваться. Мне кажется, мы их убедили, и состоявшийся региональный субрэнкинг тому хорошее подтверждение, хотя и выиграли в нем крупные компании. Тем не менее, я уверена, что именно региональный бизнес сегодня задает главную направляющую, фокус и новые подходы к развитию благотворительности в стране. Компании, которые не имеют московских офисов и международных акционеров. И от того, как они смогут найти новые идеи и подходы, зависит будущее нашей благотворительности, потому что они ближе к земле, ближе к людям».

Кому помогают

В последние два года эксперты отмечали, что список адресатов благотворительной помощи компаний медленно, но расширяется. В 2012 году тенденция, в целом, сохранилась, но наметилось некоторое перераспределение.

Поддержка образования и просвещения, помощь социально незащищенным слоям населения и финансирование местных сообществ по-прежнему остались в числе лидирующих направлений. Несколько выросло количество программ помощи пожилым. При этом на поддержку культуры и искусства в 2012 г. средств выделено меньше.

Александра Болдырева считает, что это связано, прежде всего, с вступлением в силу антитабачного законодательства: табачные компании, входившие в число крупнейших меценатов, были вынуждены отказаться от финансирования многих культурных проектов.

Опираясь на мнение экспертов и бизнесменов, «Ведомости» дают неутешительный прогноз: в 2013 и 2014 гг. ситуация с финансированием благотворительной деятельности может ухудшиться, и не только из-за изменений законодательства. Сотрудники четырех крупных компаний сообщили «Ведомостям», что вынуждены в 2013 г. заморозить некоторые благотворительные проекты из-за непонятной экономической ситуации, одна из компаний и вовсе свернула такую деятельность.

Что и как считают

Финансовые показатели сами по себе, как  и в прошлом году, не считаются определяющими для составления рэнкинга. Доля расходов на благотворительность в доходах компании составляет только 10% в итоговой оценке исследования. Самые весомые критерии – подход к благотворительной деятельности компании, включающий оценку концепции и стратегии, управление и процессы, результаты и перспективы. Вес каждого из этих параметров в общей оценке составляет 20%. По 15% оценивается информационная политика компании и общее мнение жюри о благотворительной практике и политике.

Данные о своих социальных инвестициях сообщили 53 из 63 участников. Их совокупный вклад на нужды благотворительности в 2012 г. составил 13,4 млрд руб., тогда как 50 участников прошлогоднего рэнкинга сообщали о расходах в 11,8 млрд руб за 2011 г.

С учетом того что в проекте этого года нет двух компаний, чьи расходы на благотворительность в 2011 г. были одними из самых крупных, — АФК «Система» (тогда компания потратила на благотворительность 2,6 млрд руб.) и «Новатэка» (1,2 млрд руб.), можно считать, что затраты на благотворительность в прошлом году как минимум не снизились, прокомментировала «Ведомостям» Александра Болдырева. По ее словам, анализ бюджетов участников двух последних исследований показывает, что они либо сохранили расходы на прежнем уровне, либо увеличили.

АФК «Система» не предоставляла свои данные для рэнкинга 2013, так как в прошлом году заняла в нем первое место,- в этом году ее представитель вошел в экспертный совет жюри. «Новатэк» в проекте 2013 года просто не участвовал.

В лидерской десятке, преимущественно, хорошо знакомые благотворительному сообществу компании. 8 позиций занимают «ветераны» исследования, и двое — новички: ГМК «Норильский Никель» и Группа компаний Forex Club.

  1. Галина

    Врете врете!! Когда вы заткнетесь! Введите в поисковик отзывы о благотворительности,и посмотрите!!! ТВАРИ

    • Matvey Masaltsev

      Галина, если ваши представления о действительности ограничены поисковиком, мне вас искренне жаль. Настолько жаль, что не буду удалять ваш комментарий, который содержит неаргументированные оскорбления. Настолько жаль, что не буду называть вас банальным троллем.

Leave a Reply