«Мода на КСО спала»
4 декабря в пресс-центре РИА Новости прошел очередной ежегодный форум People Investor, тема которого звучала как «Устойчивое развитие и глобальные вызовы современной России». Организаторы из Ассоциации менеджеров наградили компании, наиболее отличившиеся в управлении человеческими ресурсами и социальной ответственности. А вся пленарная сессия была посвящена проблемам устойчивого развития и роли КСО. Выводы, увы, не самые радостные.
Практически весь бизнес во всех отраслях экономики ориентирован на потребление ресурсов, без учета принципов устойчивого развития, — и это не только российская проблема, а общемировая.
Бизнес в стиле smart
«Абсолютно все ресурсы сокращаются», — сделала драматическое заявление Надя Жексембаева, профессор бизнес-школы IEDC-Bled School of Management.
«Мы теряем флору и фауну, теряем огромную долю химического состава продуктов, вымирают пчелы, что грозит крушением мирового сельского хозяйства. По оценкам экспертов, рыболовство сократится к 2048 году. Места на мусорных полигонах Великобритании и Арабских Эмиратов осталось всего на 6-7 лет», — Жексембаева перечисляла проблемы из разных областей и разных стран, чтобы показать глобальность проблемы.
На вопрос, что в такой ситуации делать, 80% компаний в мире предпочитают не отвечать ничего. И ничего не делать — несмотря на дискуссию о корпоративной социальной ответственности, на международную нефинансовую отчетность, на социальные программы и проекты, экологические нормы и т.д.. Потому что для реальных изменений нужно фактически перестроить всю суть бизнеса, говорит Надя Жексембаева. Привить бизнесу другие принципы работы – принципы восстановления, возобновления и приумножения ресурсов.
Но вот попытки это сделать в большинстве случаев проваливаются, так как нет достойного спроса на продукты, полученные в результате устойчивых бизнес-процессов. И действительно, многие ли из нас покупают эко продукты и считают их основой рациона? Готовы ли мы перейти на эко обувь – даже модернизированные, но все же лапти и валенки? Нет, мы не готовы, так как эко продукты дороги, некрасивы, непрактичны. Бизнесу нужно еще очень постараться, чтобы сформировать этот спрос, чтобы мы переосмыслили принципы потребления, утилизации.
От «зеленого» бизнеса пора переходить к smart-подходу (мудрому бизнесу). От линейного принципа потребления, к цикличному, природному принципу, когда все, что взято, должно вернуться обратно.
Ответственность вышла из моды
«Мода на КСО спала» — отмечает Юрий Благов, директор Центра корпоративной социальной ответственности ВШМ СПбГУ.
Компании видят только репутационные преференции от своих корпоративных социальных программ, но не видят повышения конкурентоспособности. В том числе и количество заявок на конкурс лучших практик People Investor стало почти в два раза меньше, в этом году всего 60 заявителей (в 2008 году — 100 участников). По результатам исследования «Индекс социальных инвестиций российского бизнеса», представленного Юрием Благовым на пленарной части форума, в 2008 году, когда КСО начала активно развиваться в нашей стране, 83% компаний считали, что социально ответственное поведение принесет им конкурентные преимущества. Сейчас таких компаний — лишь 46%.
Когда бизнесмены говорят о КСО, они не имеют ввиду инновации в производстве или изменение своих бизнес-принципов. Речь, в основном, идет о социальных и благотворительных программах, которые у 70% компаний составляют большую часть портфеля КСО. Лучшие практики, обычно представляемые компаниями, тоже относятся именно к благотворительности. Так что для наших компаний инновационность КСО – это, прежде всего, эффективные благотворительные программы, а не инновационность производственных и бизнес-процессов.
Хорошие кейсы
Победители конкунса Ассоциации менеджеров
Номинация 1. «Управление человеческими ресурсами»:
- DHL Express, проект «Знай наших курьеров!»
Номинация 2. «Выстраивание отношений с деловыми партнерами и клиентами»
- Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, проект «Взаимодействие с подрядчиками и поставщиками: применение социальных требований компани»
Номинация 3. «Развитие местных сообществ и волонтерской деятельности»
- Северсталь, проект «Ресурсно-методический центр для социально ориентированных НКО»
Номинация 4. «Экологическая эффективность»
- Юниливер Русь, проект «Построение «зеленого» производственного кластера, включающего концепцию «ноль отходов» и очистку промышленных вод»
Дополнительные номинации
- «Лучший проект в области образования»: Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг, проект «Корпоративный университет: SmartVille и Школа Лидерства»
- «Волонтерская деятельность»: РусГидро, «Программа опережающего развития кадрового потенциала «от новой школы к рабочему месту»
- «Лучшее представление КСО в Интернет-ресурсах»: Объединенные пивоварни Хеникен «Портал социальных программ»
- «Долгосрочный проект»: Мегафон, «Открытый чемпионат России по футболу среди команд детских домов и школ-интернатов «Будущее зависит от тебя»
При этом, надо отдать должное, компании представили хорошие проекты. Заметно прозвучали новые тенденции в корпоративных программах. Теперь и детям-сиротам начали помогать осознанно – профессиональной адаптацией, размещением в приемные семьи, организационным развитием НКО. Компания «Северсталь», например, учредила благотворительный фонд «Дорога к дому», который применяет эффективные методики по борьбе с сиротством, безнадзорностью и отказами от детей, что привело к значительному снижению числа воспитанников детдомов. Кроме этого, компания занимается организационным развитием НКО, работающих с семьями и детьми, укреплением и даже созданием новых НКО в регионах.
Еще один хороший знак — поддержка пожилых людей оказалась в приоритете ряда компаний. «Филантроп» недавно писал о программах Philipp Morris International, которые помогают пенсионерам продолжать вести активный образ жизни. Это куда важнее простой раздачи гуманитарной помощи. И в этом смысле (дать удочку, а не рыбу) нечто подобное делает Райфайзен банк, который заявил на конкурс свою «Некоммерческую программу по ресоциализации и включению пожилых людей в общественную жизнь на территории России».
С 1 сентября 2013 года банк запустил программу в Самарской области, программа включает — обучение компьютерной грамотности, занятия физкультурой, психолого-педагогическую подготовку пожилых для работе с детьми, лекции по краеведению и др.
Тренд сезона – поддержка социального предпринимательства, как инструмент развития территорий (СУЭК, Фонд «Наше будущее»). Фонд социально-экономической поддержки регионов «СУЭК — Регионам» реализует программу «Школа социального предпринимательства». Программа направлена на развитие альтернативной экономики в моногородах присутствия компании.
Повторение пройденного
Однако в целом не покидало меня ощущение, что многое из услышанного на форуме уже было сказано и сделано уже не раз. Одни и те же проблемы из года в год, одни и те же вопросы: где найти НКО — партнеров, как оценивать эффект программы, как разобраться в настоящих проблемах пожилых или сирот, как провести конкурс и т.п. Сфера благотворительности — такая же экспертная область, как и иная другая, и опыт накоплен немалый, и специалисты, профессионалы есть, и информации уже довольно много обо всем. Вот хочется спросить: зачем же вы, дорогие менеджеры и директора по КСО все начинаете делать заново – исследовать проблему, искать НКО в регионах и не находить достойных, срочно начинать их обучать, в общем, полностью погружаетесь в совершенно не вашу сферу деятельности? А разве не проще обратиться к профессионалам? Это и экономней, и эффективней.
+ There are no comments
Add yours