Эндаументы: пример фонда Нобеля


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В последнее время в прессе все чаще упоминается слово «эндаумент», но не многие точно понимают, что это слово означает. Русский перевод этого слова – «целевой капитал» — также вызывает самые разные ассоциации.

Между тем во всём мире эндаумент или целевой капитал давно признан одной из наиболее эффективных форм благотворительности, так как позволяет использовать финансовые инструменты инвестирования. Делая пожертвование однажды, благотворитель запускает механизм, который работает далее самостоятельно на благо общества, в том числе и после жизни благотворителя. Все крупнейшие западные университеты, такие как Гарвард, Кембридж — финансируют значительную долю бюджета из дохода от университетских эндаументов.

В Европе эндаументы получили распространение благодаря государственной поддержке и благоприятным экономическим условиям. Так, в Швейцарии на пожертвования в эндаументы существует налоговый вычет как для физических лиц, так и юридических лиц. В Великобритании помимо налоговых льгот существует также система государственного софинансирования НКО.

Классическим примером эндаумент-фонда является всемирно известный Нобелевский фонд, созданный по завещанию инженера-изобретателя Альфреда Нобеля в 1900 году. Из этого фонда ежегодно выплачивается Нобелевская премия, присуждаемая за выдающиеся научные достижения, революционные изобретения и крупный вклад в развитие общества.

Первоначально фонд Нобеля составил 31,6 млн шведских крон (приблизительно 1,7 млрд шведских крон в современных деньгах). К 2012 году размер фонда увеличился почти в 2 раза за счет эффективного управления средствами и привлечения новых пожертвований и достиг 3 млрд шведских крон (460 млн долл США).

Динамика изменения размера фонда не всегда была положительной (см. График 1). Нобель завещал, чтобы его средства были размещены в «безопасных ценных бумагах» (safe securities), что было интерпретировано как возможность инвестирования капитала Нобеля только в государственные облигации. К 1953 году вследствие войн и Великой депрессии размер фонда сократился на две трети из-за огромной инфляции, соответственно в три раза сократился и размер выплачиваемой премии.

График 1. Динамика изменения фонда Альфреда Нобеля, в млн шведских крон

Динамика изменения фонда Альфреда Нобеля, в млн шведских крон

Вывести фонд на новый уровень развития сумел банкир Якоб Валленберг, взявший в свои руки управление финансами фонда. Пользуясь связями в правительстве, он смог погасить облигации и добился разрешения играть на бирже и вкладывать средства фонда в акции за границей. Средства стали активно вкладываться в американскую экономику, так как по договоренности с Минфином США, такие вложения освободили от налогов. Интересно, но с тех пор американским ученым стало очень «везти» на Нобелевские премии. После Якоба Валленберга финансовым менеджментом фонда стали заниматься только профессионалы, а размер премии стал увеличиваться каждый год и к 2012 году вырос в 3 раза по сравнению с 1953 годом. Динамика размера премии представлена на Графике 2.

График 2. Динамика размера премии Альфреда Нобеля, в тыс. шведских крон

Динамика размера премии Альфреда Нобеля, в тыс. шведских крон

В отличие от европейских стран, целевые капиталы в России сейчас находятся на начальной стадии развития. Самый крупный негосударственный эндаумент в России (университета МГИМО) составляет 1,2 млрд рублей (33,6 млн долл США). При этом, согласно российскому законодательству, фонды целевого капитала в России выделены в отдельный сектор — не являются ни благотворительными, ни коммерческими организациями, будучи лишенными преимуществ и той, и другой категории. Отсутствует также какая-либо государственная поддержка целевых капиталов в виде грантов, субсидий, проектов софинансирования. Но, безусловно, главным фактором, сдерживающим развитие эндаументов в нашей стране, следует признать отсутствие налоговых льгот, что является серьёзной экономической мотивацией для компаний осуществлять поддержку социальных и благотворительных программ. До сих пор удалось добиться только льгот для физических лиц в пределах 25% от налогооблагаемого дохода и только при подаче налоговой декларации.

Небольшой прорыв в этой сфере произошел в прошлом году, когда Минэкономразвития предложило ввести льготы для юридических лиц на пожертвования, которые компания перечисляет на формирование и пополнение целевого капитала. При этом предлагаемый вычет не должен превышать 1% от налогооблагаемого дохода. Небольшая по международным меркам льгота, но даже она, к сожалению, пока не прошла межведомственных согласований.

Из примера развития западных эндаументов, к примеру фонда Нобеля, можно почерпнуть ряд полезных замечаний и советов для российской практики целевых капиталов.

Во-первых, налоговые льготы в значительной степени способствуют привлечению средств в эндаументы и увеличению размера фондов.

Во-вторых, возможность инвестирования в рискованные инструменты, такие как недвижимость и хедж-фонды (Графики 3 и 4), позволяет добиться более высокого дохода от инвестирования. Однако и чревата большими потерями. В России сегодня большинство эндаументов придерживаются крайне консервативной инвестиционной политики, вкладывая капитал в облигации и размещая средства на депозитах в банках. В условиях высокой волатильности рынка и экономической нестабильности это вполне объяснимо. Такой подход был свойственен и крупным международным эндаументам, таким, как фонд Нобеля, только на начальном этапе своего развития.

График 3. Распределение портфеля Фонда Нобеля по видам инвестиций, в млн шведских крон

Распределение портфеля Фонда Нобеля по видам инвестиций, в млн шведских крон

График 4. Динамика дохода от управления капиталом фонда Нобеля

Динамика дохода от управления капиталом фонда Нобеля

В-третьих, на расходы фонда (административные и проектные) на Западе как правило ежегодно используется около 4% от размера эндаумента. Практика российских фондов показывает стремление использовать 5–10% от эндаумента на финансирование проектов.

Наконец, примером для многих российских фондов является политика сокращения административных расходов фондов за счет развития партнерских отношений как с бизнесом, государством, так и с другими некоммерческими организациями.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий