Капитал и гранты: фонды «Перспектива» и «Покров» о заявках и победителях


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Фонды “Перспектива” и “Покров” впервые в этом году выдают президентские гранты. Александр Свинин, директор фонда поддержки гражданской активности «Перспектива», и Анна Кузнецова, исполнительный директор благотворительного фонда «Покров», рассказали “Филантропу”, что такое современная грантовая культура и как они выбирают победителей.

Кто выдает гранты

Фонды и миллионы

На первый грантовый конкурс фонда «Покров» было подано 209 заявок, на второй пришло 158 заявок. Около 70% заявителей – региональные НКО , а самое массовое грантовое направление – консультационная, методическая и образовательная поддержка проектов в социально значимых сферах деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Всего в рамках конкурса распределено 107 376 398 рубля. Максимальный размер гранта составил 8 500 000 рублей, минимальный – 400 000 рублей. Средний размер гранта составил почти 3 158 129  рублей.

По результатам первого грантового конкурса фонда «Перспектива» в 2016 году региональные проекты заняли 83%. Общая сумма финансирования 89 проектов составила 145 402 988 рублей. Фонд поддержал 27 проектов грантами менее 1 млн рублей, а большинство проектов (почти 60%) — проекты с финансированием от 1 до 3 млн рублей.

В 2016 году президент России выделил нескольким НКО субсидии из федерального бюджета в размере 4 млрд 589 млн 914,8 тысяч рублей. На 360 миллионов больше, чем в 2015 году.  Деньги направляются на проведение конкурсов и выделение по их итогам грантов другим НКО, работающим в этой сфере. До 16 декабря 2016 года получатели субсидий должны провести четыре таких конкурса. Всего в списке девять НКО. Это Союз женщин России, движение «Гражданское дело», Национальный благотворительный фонд, Союз пенсионеров России, Российский союз ректоров, Российский союз молодежи, «Лига здоровья нации», фонд «Перспектива» и пензенский благотворительный фонд «Покров».

Проект «Перспектива» в 2015 году запустила Общественная палата РФ, в конце года он преобразовался в фонд поддержки гражданской активности «Перспектива». Финансирование первого конкурса «Перспективы» составило 145 млн рублей. Сейчас в фонде закончили принимать заявки второй волны, и их было даже больше, чем в первой волне – 453 заявки. «Многие из них маленькие, потому что это проекты из сел или малых городов, — уточняет Александр Свинин, директор фонда. — Поэтому таким проектам нельзя выделить большие гранты – по ним распределяются небольшие суммы. 27 проектов в первой грантовой волне были до 1 млн рублей, 17 проектов – до 500 тысяч рублей», — говорит Александр.

Региональный фонд «Покров» и сам писал когда-то заявки на гранты – но положительного результата не было очень долго. «Были переживания: почему же такая несправедливость, ведь фонд так много работает, помогает детям-сиротам, — вспоминает Анна Кузнецова. — Однажды я была на учебе от президентского грантооператора. И попросила посмотреть наш проект, показать ошибки. Эксперт подсказал, что же было неправильно, и мы, все исправив, наконец-то получили свой первый грант». Среди ошибок «Покрова» была несбалансированная смета, статьи расходов, которые лучше отдать на софинансирование, например, проживание гостей или оплата их дороги. И мы поработали с этими нюансами».

«Покров» в 2016 году впервые стал оператором президентских грантов. «Одна из наших задач — показать, что любая общественная организация, которая доказала качественность своей работы, последовательность, ответственность, может участвовать в распределении грантов», — отмечает Анна. — Есть иллюзия, что в этом процессе задействованы некие «посвященные» организации, но это неправда.  Была поставлена задача сделать акцент на регионы, поэтому взяли оператора, который сам из региона (Пенза) и знает о проблемах НКО не понаслышке.

Итоги Первого открытого конкурса по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям грантооператоры подвели 27 июня.

logo_oprf_minin_pozharskiy_grey19062015Обычно объявление результатов конкурсов вызывает волну вопросов и недовольства среди НКОВ этом году подозрения и возмущенные обсуждения в соцсетях вызвала прежде всего победа вологодской областной общественной организации «Клуб директоров по информационным технологиям Вологодской области», с проектом «Создание информационного ресурса — база данных механизмов государственной поддержки НКО».  Сумма гранта, одобренного фондом «Покров», – около 6 миллионов рублей.

«Вообще темы грантовых заявок часто абстрактны, — объясняет Анна Кузнецова. — Если бы там звучали фразы «помощь сиротам», «помощь молодым мамам», «помощь старикам» — это бы не так возмущало общественность. Этими фразами мы сразу защищены, полоскать сиротскую тематику никто бы в информационном пространстве не стал. А такие «абстрактные» темы подвержены критике». При этом Анна уверена, что заявки на гранты должны писаться именно в таких формулировках: «Сейчас — то время, когда нужно, чтобы были обобщения практик, экспертиз и тиражирование их».

Споры вызывают не только победители с «абстрактными» научными темами. Так, есть мнение, что не нужно грантами поддерживать развлекательные мероприятия. Грантооператоры с такой точкой зрения не согласны. «Если это просто фестиваль без социального эффекта, мы не будем поддерживать такой проект. А если такое событие работает на улучшение социального и экономического состояния территории, если у фестиваля есть идея привлечения туристов на территорию, создания новых рабочих мест, если есть смета, такой проект мы поддержим», — говорит Александр Свинин и приводит в качестве примера фестиваль «Укек. Один день из жизни средневекового города» в Саратовской области, который собрал в прошлом году 30 тысяч туристов. «30 тысяч человек узнают об истории этого удивительного места, это очень важно. – рассуждает Свинин. — Это государственная задача сохранения культуры и истории наших территорий. И поддержка малого бизнеса, ведь это гарантированные места в гостиницах и ресторанах, и деньги вернутся сторицей в бюджет».

Александр Свинин, считает, что отношение к победителям и проигравшим всегда субъективная история. «Часто говорят: «У нас такой хороший проект, мы помогаем – почему мы не выиграли?!», — рассказывает Свинин. — Вообще, замечу, что это общая проблема всего третьего сектора – потребительское отношение и отсутствие попыток выстраивать долгосрочные партнерские отношения в угоду такому сиюминутному давлению на жалость. Но я уверен, что мы скоро придем к пониманию того, что НКО – это не кто-то с протянутой рукой, а партнер. Есть в бизнесе понятие win-win —  — думаю, некоммерческий сектор идет к этому».

У самих грантооператоров большая ответственность перед государством, ведь фонды отдают деньги, за которые нужно будет отчитаться. А, по словам руководителей фондов, их «трясут» за каждую копейку. «Нас проверяют, правильно ли мы выбрали победителей. Если вдруг что-то проглядели, или организация-победитель не отчиталась, это страшные прецеденты, но они бывают. Если мы приняли отчет от организации, дальше вся ответственность ложится на нас, мы отвечаем перед всеми государственными структурами», — говорит Анна Кузнецова.

Кроме того, вся информация о работе грантооператора публична. «Если вы из региона, и знаете, что какая-то организация будет использовать средства нецелевым образом или не выполнять обязательства – пожалуйста, обращайтесь, будем разбираться, вместе за этим следить, — призывает Александр Свинин. — Это наша обязанность. Мы же в любом случае потом отчитываемся по распределенным грантам».

С такой позицией согласен и фонд «Покров». «Мы подвержены критике, и это нормально. Поэтому важно иллюстрировать победы, достижения, чтобы не было вопросов. Важно быть открытыми, прозрачными. А к критике мы относимся спокойно — и ждем предложений, — замечает Анна Кузнецова. – Если с нами не согласны, пусть вносят свои идеи. Я думаю, мы можем быть такой своеобразной школой НКО.  Нужно выходить на диалог».

Естественный отбор

По какому принципу отбирались победители грантов? Самое важное, отмечают грантооператоры, — подобрать хороших экспертов. Имена экспертов обычно не разглашаются. Это общественники, представители разных регионов, руководители различных движений. «Мы старались соблюсти объективность: допустим, если эксперт из Вологды, то ни одна вологодская заявка к нему не должна была попасть», — говорит Анна.

president_grant«Я очень трепетно относилась к тому, чтобы среди их приоритетов не было каких-то бюрократических принципов, — рассказывает Анна Кузнецова. — Потому что важно, что даже если заявка немного не дотягивает до идеала, но в ней есть смысл, зерно, а они просто в силу не совсем качественной своей подготовки не смогли правильно подать заявку, — чтобы ее не отвергали».  Настоящий проект должен жить и потом дорабатываться вместе с экспертами, а организация – учиться и подавать заявки затем и другим грантооператорам.

Постепенно тема общественного контроля становится все более важной. Так, благотворительный фонд социальной поддержки и защиты прав ребенка на жизнь и воспитание в семье «Колыбель надежды» получил на реализацию проекта «Разработка методики общественного контроля, направленной на оценку системы профилактики социального сиротства» 890 тысяч рублей. «В ситуации, когда услуги теперь могут предоставлять и НКО, мониторить государственные социальные услуги  — мегаважно,- подчеркивает Анна Кузнецова. —  Это дополнительный стимул и мы увидим результаты. Эти проекты чувствуют время».

Из других ярких проектов-победителей Анна Кузнецова выделяет, например, благотворительный фонд «Небо Севера». Фонд получил небольшую сумму — 400 тысяч рублей, но в проекте заложено системное мышление.  Заявители как раз говорили о грантовой культуре, и эксперты их тоже высоко оценили. «Еще меня очень тронуло, что наконец-то прошел конкурс «Аистенок» — екатеринбургская организация, приют для женщин в кризисных ситуациях. Они очень давно не получали гранты и наконец-то победили. Получили 2 млн 841 тысячу рублей».

Александр Свинин выделяет два ярких направления из НКО-победителей. Во-первых, это проекты территориальные. Например, проект «Село — энергия жизни» из Красноярского края.  Василий Пацевич, выпускник Красноярского университета, вернулся после ВУЗа в свою родную деревню, создал НКО и развивает программы, чтобы удержать молодежь на родине. Он создает культурные и спортивные инициативы, делает уникальные обмены между городом и селом: так, школьник из Красноярска на каникулах может приехать пожить в деревне, получить опыт сельской жизни, а ребенок из сельской школы может отправиться в город, где он тоже никогда не был. Проект получил 800 тысяч рублей. Еще один пример — Фестиваль народных промыслов и ремесел в поселке Шилово Рязанской области. Проект получил 200 тысяч рублей, небольшие деньги, но на них фестиваль сможет привлечь профессиональных мастеров, они смогут обменяться опытом. Кроме того, фестиваль всегда собирает много людей – а значит, это дополнительный заработок для ремесленников.

Вторая категория проектов, которые с удовольствием поддержал фонд «Перспектива», — системные проекты для развития села. Это фестиваль в Териберке, который проводится уже не первый год фондом «Большая земля». На фестивале запускаются социальные инициативы, которые потом работают в течение года на территории Мурманской области. «В этом году мы систематизируем и опишем этот опыт и будем передавать как франшизу другим территориям», — говорит Александр Свинин. Еще один проект — Ассоциация красивых деревень, российская версия международной Ассоциации деревень: если деревня подходит по критериям, она включается в международную глобальную сеть красивых деревень. Это туристический портал для путешественников, цель его – привлечь внимание путешественников к конкретным деревням. «Ассоциация консультирует местную власть, рассказывает, как деревне попасть в этот список, туристический поток в деревнях увеличивается до 10 раз, — добавляет Александр. — А в итоге местная власть заинтересована в том, чтобы деревня проходила аттестацию. На год проект получил чуть более 5 млн рублей. По итогам будет проведено и исследование по развитию въездного туризма на охваченных проектом территориях».

coins-948603

Самое интересное для грантооператоров – подведение итогов работы проектов, получивших гранты. Анна Кузнецова обещает, что фонд «Покров» расскажет о реализации проектов-победителей. А фонд «Перспектива» предполагает, что продолжит прошлогоднюю традицию, когда победители грантов публично защищали свои проекты в Общественной палате РФ. Сотрудники «Перспективы» будут также выезжать в те города и села, где реализуются проекты-победители, чтобы лично наблюдать за работой. А в конце года фонд планирует сделать сборник лучших гражданских практик, которые получили гранты.

«Пока нашу работу оценивать рано. Посмотрим через 3-6 месяцев на итоги первого этапа реализации поддержанных нами проектов. Если мы увидим результат в виде улучшения жизни людей в регионах – значит, работа успешна», — уверен Александр Свинин.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий