Как изменилась философия фонда Владимира Потанина


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Благотворительный фонд Владимира Потанина представил новую стратегию на ближайшие 5 лет. В чем будет заключаться новая философия первого российского частного благотворительного фонда, который уже 17 лет работает в сфере культуры, образования и филантропии, — в обзоре «Филантропа». 

Как все начиналось?

Владимир Потанин

Владимир Потанин

В 1998 году Владимир Потанин захотел поддержать молодежь в городе Норильске, расположенном за Полярным кругом и появилась идея предоставления стипендий для молодых студентов. Идея воплотилась в благотворительную стипендиальную программу при содействии Фонда CAF и Ольги Алексеевой, которая стояла у истоков развития благотворительности в России. Уже в 2000 году было объявлено о старте Федеральной стипендиальной программы В. Потанина, предлагающей финансовую поддержку и поощрение лучшим студентам вузов по всей стране.

Каков результат?

С тех пор прошло много лет, тысячи студентов и преподавателей образовали лидерское сообщество под брендом «потанинский стипендиат». Стипендиаты делали успехи в карьере, участие в программе по-настоящему изменило жизнь многих студентов. Об этом говорят и результаты оценки воздействия, которую провел фонд совместно с экспертными организациям.

Построение теории изменений – пока новая тема в российском донорском сообществе. В странах с развитой филантропией ведущие фонды отличаются стратегическим подходом и имеют свою теорию изменений. Лидирующие фонды ориентируются на значимый социальный результат, существенное изменение системы, отслеживают  свой вклад.

Все большее внимание в российском донорском сообществе уделяется оценке воздействия и измерению социальных результатов программ. Фонд Потанина оценил  вклад своих программ перед разработкой стратегии.  

Выяснилось, что степень влияния образовательных программ фонда на масштаб изменений в их дальнейшей жизни и карьере была высокой, в некоторых случаях – определяющей. Влияние на развитие жизненных и профессиональных траекторий преподавателей также было значительным, а программа в целом внесла существенный вклад в формирование деловой и интеллектуальной элиты в России – 26000 студентов-стипендиатов и 2000 преподавателей в разные годы получали стипендии и гранты.

Программы фонда в области культуры привели к тому, что в муниципальных и малых музеях стали чаще реализовываться оригинальные проекты, музейное сообщество в целом стало более активным, появились новые возможности для ознакомления музейных специалистов с зарубежным опытом.

В области развития филантропии влияние Фонда проявилось в том, что в России стали появляться новые грантовые программы в сфере культуры, новый импульс для развития получило сообщество грантодающих организаций, российские НКО стали создавать целевые капиталы, а отношение общества в целом к благотворительной деятельности улучшилось.

Фонд можно считать примером последовательного стратегического развития частного фонда, эволюции от простых задач к сложным, системным, инфраструктурным проблемам. Программы фонда прошли путь от удовлетворения потребностей к формированию среды и новых механизмов, новых социальных практик, связей, нового лидерского мышления в социальной сфере.

Фонд Потанина

В чем новая философия и стратегия?

Постановка масштабных задач, направленных на системные изменения в обществе отличает ведущие частные фонды в странах с развитой культурой благотворительности.

«Мы развиваем культуру благотворительности, объединяя вокруг себя активных творческих профессионалов, которые участвуют в решении общественно значимых задач и добиваются устойчивых социальных изменений. Мы открываем возможности для появления новых идей и создаем условия для их воплощения» — так формулируется обновленная миссия Фонда. Перечень ценностей и принципов включает в себя открытость, творчество/креативность, профессионализм, ответственность, внимание к личности, равные условия, смелость и комплексный подход (ориентация на результат).

«Мы будем  инвестировать  ресурсы в идеи, развивающие среду, в инфраструктуру, которая позволит «заземлить» эти изменения, сделать их более устойчивыми; в лидеров-профессионалов» — подчеркнула Лариса Зелькова.

Новая стратегия фонда базируется на результатах оценки влияния, на многочисленных консультациях ведущих российских и мировых экспертов, это плод долгой совместной работы.

Получившуюся концепцию Фонд назвал «новой философией филантропии». Она базируется на двух важнейших подходах:

  • творчество, как ключевой способ преобразования мира вокруг себя
  • развитие лидерства

Оставаясь в рамках своих стратегических направлений – развитие образования, культуры и филантропии, Фонд планирует инвестировать в:

  • Идеи, формирующие и развивающие среду
  • Институты и инфраструктуру, делающие эти изменения устойчивыми
  • Лидеров, которые способны стать драйверами изменений и могут изменить мир к лучшему
  • Лидеров, совмещающих в себе профессионализм в конкретной области деятельности и личную социальную ответственность.

Стратегия включает в себя следующие ключевые элементы:

  • Переход к комплексным проектам, направленным на достижение единой цели
  • Консолидация программ
  • Фокус на долгосрочном социальном эффекте
  • Партнерство с грантополучателями
  • Фокус на развитие и вовлечение сообщества, коллективное взаимодействие
  • Формирование базы и продвижение лучших практик
  • Публичное предъявление результатов программ и проектов.

Также было заявлено об удвоении бюджета фонда в ближайшие 5 лет.

Оксана Грачева

Оксана Орачева

А что в будущем? 

В России частные фонды работают чуть больше 20 лет, и учредители так или иначе принимают участие в их деятельности. В то время как зарубежные фонды имеют гораздо более длительную историю и их учредителей уже нет с нами. При этом фонды сохраняют свои устойчивые позиции благодаря отлаженной системе управления, определенным стратегическим рамкам и неприкосновенным капиталам (эндаументам), переданным основателями в фонд.

Лариса Зелькова

Лариса Зелькова

«Владимир Потанин — первый россиянин, который присоединился к «Клятве дарения», подразумевающей передачу на благотворительные цели не менее половины состояния,  — напомнила председатель Совета фонда Лариса Зелькова. — Для нас, как для фонда, крайне важно нащупать те большие важные стратегические направления, которые можно будет заложить в будущую долгосрочную стратегию филантропии. Эта задача — одна из важнейших при реализации новой стратегии».

Усилия по обновлению стратегии, формулированию масштабных задач, оценке влияния свидетельствуют о видении будущего Фонда Потанина, говорят о том, что фонд планирует быть неотъемлемой частью филантропического сообщества и частью будущего филантропии в России.  

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий