«Cчастливое детство передается по наследству»: 6 советов по воспитанию


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Психотерапевт, профессор, доктор медицинских наук Карл Хайнц Бриш – один из самых известных исследователей и продолжателей теории привязанности Джона Боулби. Карл Бриш специализируется в области психиатрии и психотерапии детей и подростков, проводит групповые занятия. Основные свои исследования он посвятил ранним детско-родительским отношениям и психотерапии пациентов с психическими травмами.

Доктор Карл БришДоктор Бриш разработал популярные психологические программы «SAFE® — практика надежной привязанности до и после родов» и B.A.S.E.® — Babywatching.

По методике «SAFE®» работают и в России. Цель этого курса – оказывать помощь родителям еще с начала беременности, чтобы они до конца первого года жизни ребенка смогли сформировать отношения надежной привязанности, тем самым заложив фундамент для развития личности своего ребенка.

В интервью «Филантропу» Карл Бриш, отец троих детей, дал шесть базовых советов, как установить надежную связь с ребенком.

Программа SAFE в России

Первые сертифицированные специалисты, овладевшие авторской методикой SAFE® доктора К.Бриша, появились в России в 2013 году. Всего за три года обучение прошли более 60 специалистов из разных городов России, был запущен сайт, начали открываться первые SAFE® — группы для родителей. С июня 2016 года SAFE® в нашей стране работает в сотрудничестве с CAF Россия. Благотворительная «Программа поддержки родителей SAFE» адресована будущим родителям, начиная примерно с 7-го месяца беременности и до завершения первого года жизни ребенка. Уже действуют 8 групп, 6 групп планируют начать работу в начале 2017 года. 

Начинать до рождения малыша

Я регулярно вижу в клинической практике родителей, которые жестоко обращались со своими детьми, угнетая их эмоционально и физически, и сами были в шоке от этого, потому что не ожидали от себя такого. В клинике мы видим людей, которые впадают в депрессию сразу же после родов или у которых тяжелые посттравматические переживания, связанные с родами. И как детский психиатр я также вижу последствия травм, перенесенных в раннем детстве: если в самом начале жизни у ребенка с родителями складываются негативные отношения, это, скорее всего, скажется на всей его последующей жизни.

Так у меня родилась идея, что нужно создавать условия, чтобы стартовое время жизни было позитивным при любых обстоятельствах, даже когда родители не могут установить надежную привязанность с ребенком. Мы смотрим, какие ресурсы есть в семье, может быть с бабушкой или с кем-то еще у ребенка более здоровые эмоциональные отношения.

Когда ребенок еще не родился, у родителей больше времени и пространства для внутренней работы, потому что, когда ребенок уже появился на свет, он плачет, о нем нужно заботиться, и родители главным образом заняты повседневными нуждами малыша. На внутренние преобразования просто нет времени.

Вторая половина беременности – это очень хороший период для проведения интервью о привязанности. Люди настроены думать – каким я стану отцом, какой я стану матерью.

Группы SAFE® открыты для пар на поздних сроках беременности и во время первого года малыша. Программа ориентирована не только на мам, но и на пап, и это было с самого начала для меня очень важно, потому что я сам — папа. И, когда взрослые мужчины и женщины становятся родителями, всплывают ощущения собственного детства. Так было и у моих родителей – просто автоматически.

И многочисленные исследования, проведенные во многих странах за последние годы, убедительно показали, что ощущение теплого, счастливого, беззаботного детства обычно сохраняется на всю жизнь и передается по наследству детям.

Точно также тяжесть, ощущение покинутости, заброшенности, ненужности воспроизводится через поколения.

snimok-e-krana-2016-12-05-v-23-51-16Не спешить: для привязанности нужно время

В тот момент, когда становятся родителями, еще нет никаких отношений, это процесс. Нужно время, чтобы приобрести личный опыт взаимоотношений с ребенком. Если этого времени нет, то никто не может установить близкие отношения с растущим человеком. В процессе становления отношений, важно, чтобы родители были в эмоционально чутком контакте с ним. И чтобы они, находясь рядом с ребенком, действительно были с ним: со своими мыслями, опытом, чувствами.

Первые три года особенно важны для установления привязанности

Важно, чтобы родители, общаясь с ребенком, помнили о том, что в первые три года жизни в центральной нервной системе складываются все связи, которые во многом определяют будущее человека – насколько он будет эмоциональным, насколько интеллектуальным. В это время родители могут очень много дать ребенку. Да, первый подарок, который родители могут сделать ребенку, — это его жизнь. Но в этот момент еще не рождается личность человека. Личность, ее психический склад, прорастает в ребенке только в отношениях.

Наблюдать за детьми, быть чуткими к себе и к ним

Очень многое зависит от того, какой опыт приобрели дети в первые годы жизни, насколько чуткими и пластичными были их родители или воспитатели. Я не говорю, что они должны быть такими всегда. Но в основном — да. И мы видим, как эти усилия бывают вознаграждены. Дети очень терпеливые, толерантные, они прощают ошибки – в основном.

Детский сад или позитивный опыт общения с детьми важны перед школой

Детский сад важен, потому что там происходит адекватная сепарация детей от родителей и социальное развитие в игре с другими детьми.

Если у ребенка нет никакого коллективного опыта общения, когда он идет в школу, ему будет трудно. В особенности в последний год перед школой – неплохо иметь опыт пребывания в детской среде, чтобы освоиться, получить позитивный опыт общения. И чисто социальный опыт – совместной игры с детьми – это тоже очень важно.

Независимо от семейной ситуации, главное — найти для ребенка значимого взрослого

Когда детей приводят в детский сад, мы видим ребят одного и того же возраста, но видим также, насколько по-разному они развиты как личности: одни проявляют эмпатию, а другие совершенно нечувствительны к переживаниям окружающих. И если дети не получили что-то в своей семье, то второй шанс для них – приобрести это в детском саду. Поэтому я всегда думаю о том, что нам нужны хорошие, чуткие, внимательные воспитатели. Если по каким-то причинам родители не могут стать такими чуткими по отношению к своим детям, очень хорошо, если будет кто-то в детском саду, кто сможет ребенку подарить новое ощущение, — быть по-настоящему в эмоциональном контакте. Таким человеком может стать не только воспитатель, им может быть бабушка или няня. Хорошо, если встретится кто-то, кто сможет это сделать.

Джон Боулби, создатель теории привязанности, сравнил привязанность с невидимой эмоциональной нитью, специфическим образом связывающей двух людей во времени и пространстве. Эмоциональная связь между ребенком и взрослым постепенно становится гарантией выживания грудного ребенка, тихой гаванью в бурном океане.

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий