«Конкуренция может сделать некоммерческий сектор мощнее»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Светлана ГорбачеваВ этом году в Россию впервые пришла международная инициатива #ЩедрыйВторник  — большой проект, нацеленный на объединение некоммерческого сектора и развитие культуры благотворительности. Мы в Фонде “КАФ” начали планировать и готовиться к нему уже весной этого года. Это были непростые месяцы подготовки, которые помогли мне получить новые, порой неожиданные, навыки и посмотреть на многое другими глазами.

Например, для меня оказалось неприятным открытием довольно жесткая внутрисекторная конкуренция. Нам не всегда было просто объяснить партнерам, что #ЩедрыйВторник – это неконкурентная среда, что это площадка для партнерства и объединения, которое выгодно всем. Для меня самой стало довольно не простой задачей привлекать финансовые, про боно, волонтерские и партнерские ресурсы балансируя и сохраняя партнерские отношения с большим количеством участников процесса. Стараясь при этом учесть интересы всех и создать ситуацию, которая была бы взаимовыгодной.  

Правила честной игры

Сама конкуренция закономерна, ведь мы живем в интересное время, время сильнейшего кризиса и сокращения ресурсов. Но ведь, несмотря на кризис, сейчас особенно заметно, что наше общество сильно изменилось с начала 90-х, по сути, за то время, что существует системная благотворительность. Согласно исследованиям, в том числе и исследованиям Фонда “КАФ”, благотворительная активность граждан только увеличивается. О чем это говорит? О том, что люди осознают ответственность за качество своей жизни, за близких  и за происходящее вокруг.  

Получается, что за эти годы у нас получилось главное – научить людей сопричастности, решению социальных проблем своими руками.

Мы все очень боялись потерять доверие общества после вступления в силу закона об иностранных агентах. Безусловно, это сказалось на репутации некоммерческого сектора в целом. Возникли и другие риски, например, активизация мошенников, выдающих себя за волонтеров благотворительных фондов и собирающих деньги на улице и онлайн. И все это происходит на фоне уменьшения финансирования в некоммерческой сфере и возросшего запроса на помощь. Для того, чтобы продолжать делать свою работу нам крайне важно находить ресурсы и находить их прямо сейчас. Таким образом, сокращаются возможности для стратегического развития, роста, планирования. Многие НКО вынуждены выживать, работая в бешеном темпе. Конкуренция в секторе сильно возросла за последнее время, ведь каждая организация несет ответственность за своих подопечных, а деньги нужны здесь и сейчас.

Но при этом понятно, что для того, чтобы выиграть главную битву за ресурсы, нам важно научиться конкурировать таким образом, чтобы не «топить» друг друга, только тогда мы сможем обеспечить сектору в целом доступ к ресурсам общества, бизнеса, государства.

Каждый из нас заинтересован в успехе целого сектора, так как каждый из нас не может существовать вне его. Мы можем выжить только вместе, создавая среду, взращивая в обществе культуру благотворительности. Вместе мы уже достигли грандиозных успехов, но впереди еще долгий путь. Останавливаться нельзя. Важно не потерять доверие общества, потому что только в плотной связке с ним мы сможем решить те задачи, которые поставлены перед нами.

Для себя я вывела несколько принципов здоровой конкуренции,  на которые я буду ориентироваться в следующем году:

— повышать качество своей услуги или продукта;

— создавать свой уникальный продукт;

— “отстраиваться” от конкурентов. Выходить на новые аудитории;

— вкладываться в PR и маркетинг. Использовать современные механизмы коммуникаций;

— развивать свое присутствие/продукты/сервисы онлайн;

— создавать долгосрочные отношения, построенные на взаимной выгоде;

— развиваться вместе с донорами и ключевыми партнерами, чтобы отвечать их темпам роста;

— занимать проактивную позицию, предлагать новые решения для существующих задач;

— находить и разрабатывать новые “золотые прииски” взамен тех, на которых уже трудится много “старателей”. Есть мнение, что такая стратегия доступна только крупным игрокам, но я уверена, что тут дело в идеях. Кто первый придумал и попробовал – тот и молодец;

— быть последовательным, ответственным и честным со всеми партнерами – большими и маленькими;

— не критиковать продукт/услугу коллег в публичном пространстве. Это самый сложный для реализации принцип. И если еще как-то можно удержаться от публичной критики, то уж в кулуарах-то? Впрочем, стараюсь помнить о том, что сектор очень маленький и очень скоро мое негативное мнение сможет стать публичным достоянием;

— всегда приятно помочь партнерам с нужным контактом, наводкой на ту или иную возможность. Чаще всего это не в ущерб себе и ничего не стоит, а в следующий раз уже помогут мне;

— поделится опытом, если просят. Здесь важно соблюдать баланс и четко понимать, сколько своего времени можно на это потратить;

— и мой любимый пункт – всегда отвечать на письма. Когда писем очень много – это становиться отдельной непростой задачей, но очень важно стараться отвечать на письма в тот же день;

—  публично похвалить конкурентов, если они это заслужили. Сложно, но важно скорее даже для самого себя;

У меня, кстати, есть в качестве ориентиров пара коллег из НКО, которые подобные принципы претворяют в жизнь. Восхищаюсь, честно говоря. Беру пример. И могу сказать, что эти люди очень и очень успешны и конкурентноспособны с деловой, да и с человеческой точки зрения.

Конкуренция может сделать некоммерческий сектор мощнее, только если она будет конкуренцией умов, конкуренцией продуктов, конкуренцией технологий. И наоборот, конкуренция может убить сектор, если это будет конкуренция клеветы, пустых обещаний, воровства идей.

Может казаться, что ресурсов на всех не хватит и выживет, безусловно, самый наглый и прыткий. Разумеется, сиюминутно — да. Но в перспективе — в выигрыше окажется тот, кто мыслит стратегически, у кого есть хороший качественный и/или уникальный продукт, у кого есть технологии, у кого есть команда. Тот, кто сумел заработать репутацию и уважение коллег и стейкхолдеров. Это сложная задача. Но по-другому никак.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий