Над чем работать в 2017 году: важные тренды в некоммерческом секторе


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Главные внутрисекторные тренды, которые выбрали эксперты «Филантропа».

Помимо основных профессиональных тем то, что сейчас волнует сектор, — это судьба фонда «Справедливая помощь» после трагической гибели Елизаветы Глинки.

Будущее фонда «Справедливая помощь»

rian_02990035-hr-ru

Вячеслав Бахмин, член Московской Хельскинской группы: «Это ужасная потеря для всех нас. Фонду «Справедливая помощь» я желаю, чтобы он реализовался и выжил в непростых для него условиях. Думаю, что сейчас многие захотят помочь этому фонду, начиная от государства и заканчивая благотворительными организациями. Всем нам хочется, чтобы фонд продолжил работу. Надо работать дальше. Доктор Лиза и призывала нас всех к этому».

Наталья Каминарская, глава «Благосферы»: «Коллегам из фонда «Справедливая помощь» приходится сейчас нелегко. Но я уверена, что они смогут продолжить работу без такого яркого, сильного и профессионального лидера, каким была доктор Лиза. Это повод для всех нас задуматься о нашей работе, о привлечении более широкого круга партнеров и активистов в третий сектор. Надеюсь, что эта трагедия сплотит сектор».

Елена Альшанская, глава благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Не должно быть ситуаций, при которых фонд «Справедливая помощь» прекратит свою работу. Лиза, будучи ярким и харизматичным лидером, тащила все на своих плечах. То огромное внимание СМИ, которые мы могли наблюдать, не должно остаться в формате новостного повода. Не должно быть такого, что «написали и забыли». Необходимо поддержать дальнейшее развитие Фонда, сохранить его проекты. Это вопрос того общественного внимания, которое получила Лиза после трагедии. Я надеюсь, что мы, общественные организации, тоже сможем этому содействовать. В последних интервью Лизы я много слышала о том, что она хотела открыть в Москве первую в России больницу для бедных. Это должно быть неким вызовом для третьего сектора и для власти. Власть сейчас много говорит о Лизе. Важно, чтобы эти слова не шли в отрыве от дела, и было выделено помещение, финансирование для создания такой больницы».  

Волонтерство

Мария Черток, директор фонда «КАФ Россия»: «Очень радует развитие волонтерского фандрайзинга – относительно нового явления в благотворительности. Например, масштабное «Безумное чаепитие» фонда «Подари жизнь».

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина: «На первое место можно поставить развитие волонтерства, корпоративного волонтерства, в частности, и продвижение этой темы в разных сообществах. Сегодня добровольчество и продвижение его лучших практик можно считать одной из самых востребованных. Можно отметить, что эта тема объединяет усилия разных организаций: происходит все больше совместных акций, и для решения одной задачи могут объединяться разные корпорации, как было, например, в случае с экологической акцией по очистке Байкала».

Корпоративное волонтерство

Корпоративное волонтерство. Пример компании Rolls Royce. Фото с сайта www.windmillhillcityfarm.org.uk

Развитие региональных НКО

Митя Алешковский, руководитель проекта «Нужна Помощь.ру»: «Появились серьезные перспективы у региональных НКО, малых и средних на получение государственного социально заказа. Это важно с точки зрения развития и организаций, и социального сектора в целом».

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина: «Тема благотворительности перестает быть столичной. Этой осенью несколько крупных форумов прошли в регионах (Казани, Уфе и др), а некоторые региональные инициативы перешли на федеральный уровень. В качестве примера можно привести конкурс команд по созданию городских сообществ, который объявил Центр социальных технологий «Гарант». Все это свидетельствует о следующем шаге развития филантропии в России». 

Казань

Внимание бизнеса к проблемам НКО

Виктория Агаджанова, директор благотворительного фонда помощи взрослым «Живой»: «Бизнес все больше и больше погружается в волонтерские проекты. Как сотруднику НКО – мне это нравится. Бизнес стал развивать корпоративный фандрайзинг. У нас появилось большое количество совместных проектов с бизнес-структурами. И информационного, и фандрайзингового направления. В ситуациях, когда требуется не только получение денег, но и информирование, и услуги про-боно. Мы проводили корпоративные караоке-баттлы, делали совместный проект с компанией «Deloitte» (участие в «ExtraMile»). Люди участвовали в спортивных мероприятиях, сами привлекали деньги, которые жертвовали в фонды. Одним словом, корпоративное волонтерство набирает популярность. Сотрудники крупных корпораций поверили, что даже на работе какие-то вещи можно делать на благотворительной основе».

Вячеслав Бахмин, член Московской Хельсинкской группы: «Бизнес стал интересоваться проблемами некоммерческих организаций. Компании все активнее включаются в поддержку различных направлений. Речь идет не только о финансовой поддержке. К примеру, Проект PHILIN Рубена Варданяна оказывает услуги для НКО. Возникают всевозможные образовательные программы для сотрудников некоммерческих организаций. Сюда же можно отнести pro bono услуги. К примеру, бухгалтер, работающий в частной компании, оказывает свои услуги еще и НКО, но бесплатно».

фонд "Друзья"

Учредителями фонда «Друзья» стали известные бизнесмены, которые давно занимаются благотворительностью, — Гор Нахапетян, Дмитрий Ямпольский и Ян Яновский.

Профессионализация сектора

Гор Нахапетян, сооснователь фонда «Друзья»: «Все больше людей из корпоративного сектора хотят работать в сфере благотворительности. Это интерес поменять мир в лучшую сторону, найти для себя новые смыслы в жизни и получить признание, и, может быть, потребность чувствовать свою полезность, не толочь воду в ступе, а видеть реальные результаты своей работы».

Митя Алешковский, руководитель проекта «Нужна Помощь.ру»: «Также я наблюдаю тренд на профессонализацию некоммерческих организаций. Слабые НКО (слабые с точки зрения профессионализма) уже не могут выжить. Конкуренция обострилась. Мероприятия а-ля съездить в детский дом и отвезти подарки встречаются все реже».

Тульчинская Татьяна, директор фонда «Здесь и сейчас»: «Мы все видим рост инфраструктурных проектов. Не просто развивается адресная помощь, но мы видим создание проектов и площадок (фандрайзинговых и не только), которые объединяют НКО на постоянной или временной основе. Стала появляться структура».

ярмарка "Душевный bazar"

ярмарка «Душевный bazar»

Разнообразие благотворительных мероприятий

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина: «Вторым заметным явлением становится разнообразие фандрайзинговых мероприятий. Несмотря на сокращение бюджетов на благотворительность, фандрайзинговая активность возрастает, и механизмов поддержки становится больше и больше. Кроме этого, появляются новые заметные игроки в нашем секторе, активные фонды и организации».

Win-win продукты

Гор Нахапетян, сооснователь фонда «Друзья»: «Фонды понимают, что к бизнесу недостаточно приходить с запросом «а дайте нам, пожалуйста, денег». Все очевиднее, что доноров необходимо заинтересовывать, предлагать им продукты, за которые они не просто платят, но и получают свои бенефиты в виде клиентской лояльности/повышения узнаваемости и пр. Яркий пример – кооперация корпорации «Открытие» и фонда «Вера» с «Ежиком в тумане»».

Евдокимова: «Крупные организации и фонды активно проводят в жизнь интересные фандрайзинговые проекты. Они расширяют рынок пожертвований. СМИ также подключаются к этой работе. С другой стороны, сектору не хватает прозрачности отчетности. Сектор теряет былые наработки и стандарты с точки зрения отчетности.

Появление новых инфраструктурных организаций

Гор Нахапетян, сооснователь фонда «Друзья»: «Среди них и фонд «Друзья», который фактически является «фондом фондов», агрегатором возможностей, знаний, ресурсов и опыта для других НКО. Есть Phil In, который предлагает НКО комплексную поддержку в следующих областях: бухгалтерия «под ключ», кадровое администрирование, юридическое сопровождение и пр.

Центр «Благоcфера» — открытая общегородская площадка, созданная для вовлечения граждан в благотворительность через личный опыт участия в социальных, благотворительных и культурных проектах.

Оксана Разумова, управляющий директор фонда «Друзья»: «Появление большого числа новых проектов в рамках социального предпринимательства – не все они все демонстрируют успех, но тенденция очень позитивная».

Ольга Евдокимова, директор Evolution & Philanthropy: «Сектор активно развивается, появляются новые игроки с иным видением и стратегией развития. Они пытаются взять на себя роль лидеров, осваивают новые подходы».

concept-illustration65

Готовность объединяться

Наталья Каминарская, директор центра «БлагоСфера»: «Желание объединяться на разных площадках, под разными флагами. Оно, может быть, до конца не реализовано. Но мы видим попытки построения ассоциаций (формальных и неформальных). На мой взгляд, это важная для некоммерческого сектора история».

Катя Бермант, директор фонда «Детские сердца»: «В уходящем году мы поняли, что некоммерческим организациям нужно объединяться. Так или иначе мы объединяемся. По разным признакам».

Александра Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров: «Заметна потребность коллег на объединение по самым разным профессиональным признакам. Всё больше новых площадок, где можно обменяться опытом, вместе с тем ощущается нехватка серьезных исследований и аналитики».

Открытие "БлагоСферы"

Открытие «БлагоСферы»

Образовательные продукты

Наталья Каминарская, директор центра «БлагоСфера»: «Сектор также делает упор на разработку образовательных продуктов, принимает участие в проектах, созданных московским правительством, Общественной палатой. Третий тренд: ожидание нового лидера, за которым сектор готов последовать». 

Елена Альшанская, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Бизнес выходит с проектами структурной поддержки самих НКО, а не их подопечных и проектов. Сегодня мы видим множество обучающих проектов: аутсорсинг, аудит, бухгалтерия и так далее. Мнодество образовательных историй. Только ленивый сегодня не обучает некоммерческие организации. Это история про профессионализацию и история про вхождения бизнеса в данную сферу».

Растет доверие

Гор Нахапетян, сооснователь фонда «Друзья»: «В своих завещаниях люди все чаще готовы указывать благотворительные организации, которым они завещают свои наследства. Растет доверие со стороны благотворителей к благотворительным организациям».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий