Сетевой фильтр: как уберечь детей от рисков в интернете
По данным исследований Фонда Развития Интернет, за семь лет доля школьников, проводящих более пяти часов в Интернете ежедневно, выросла почти в семь раз. В 2009 г. таких детей было только 8%, в 2011 – четверть от общего количества (26%), в 2013 – 41%, а в 2016 – каждый второй (52%). Доля детей с высоким показателем онлайн-активности (более 8 часов в сутки) в 2016 году, по сравнению с 2013 годом, удвоилась: сейчас таких детей уже почти треть (32%).
При этом рисков для пользователей, особенно юных, в виртуальном пространстве становится все больше, и не о всех знают родители, пусть и продвинутые в сетевом общении.
Координатор линии помощи «Дети онлайн» Фонда Развития Интернет Мария Журина рассказала об основных рисках в интернете для детей и правилах безопасного общения в сети.
«Всего мы выделяем четыре типа рисков: коммуникационный, контентный (связанный с содержанием интернет-ресурсов), потребительский (при потреблении товаров и услуг в сети) и технический – связанный с программами и приложениями гаджетов.
Более половины обращений на нашу линию за последний год связано именно с коммуникационными рисками.
Из них на первом плане – кибербуллинг (травля с использованием Интернета), и онлайн-груминг (завязывание дружеских отношений для последующей сексуальной эксплуатации). За 2015 год, например, у нас было 12% обращений, касающихся груминга, – даже больше, чем по интернет-зависимости (10%), что говорит о серьезности проблемы.
Кибертравля
Кибертравля отличается от единичных оскорблений и троллинга тем, что она носит систематический характер. В основном это длительное унижение личности, когда силы неравны и жертве трудно себя защитить.
Она может проходить в форме личного контакта, когда группа детей забрасывает своего сверстника фотографиями интимного свойства или смс, содержащими оскорбления и угрозы: «Я знаю, где ты сейчас находишься, мы тебя из-под земли достанем и убьем» и тому подобное.
Завоевывают популярность публичные формы, такие как «стена ненависти» в социальных сетях. Делается это так. Внутри соцсети создается сообщество, в нем размещаются фотографии жертвы, снятые исподтишка в обнаженном виде, например, в раздевалке, и конечно, оскорбления. Группа, как правило, называется «Мы ненавидим Сашу Иванова» или «Иванов дурак». Цель зачинщиков – добиться некоего «экшна», поднять волну внимания к этой стене, поэтому на нее широко рассылаются ссылки одноклассникам и знакомым.
Как правило, стена делается тайком от самой жертвы, ее родителей и учителей. Отследить обидчиков и админа трудно, поскольку они скрываются за поддельными аккаунтами. Бывает, что кибертравля переходит в оффлайн – когда вся контактная информация открыта в сети, очень легко узнать местоположение человека. Однако если ребенка травят на виду у всех в классе, то обидчикам легче попасться на глаза взрослым. Поэтому кибербуллинг – это та часть айсберга, которая скрыта под водой. Такая деятельность может долго оставаться незамеченной. Одноклассники порой ведут себя идеально и для отвода глаз даже помогают жертве в учебе, а родителям просто некогда или неинтересно знать о переживаниях своего ребенка. Он и не знает, что можно заблокировать обидчиков или использовать запрет на использование персональных данных.
Что делать: В случае систематической кибертравли основная проблема – убедить ребенка, позвонившего на линию, подать заявление в правоохранительные органы. Поскольку дети до 18 лет имеют право обратиться туда только в присутствии родителей или опекунов, то наша задача – все-таки мотивировать их рассказать родителям о случившемся. Мы информируем подростка, рассказываем, в какие службы ему обращаться.
При кибертравле мы стараемся выяснить ситуацию – знает ли ребенок, кто его обидчик, знаком он ему или нет, какой компромат на жертву он может иметь.
Иногда дети удаляют неприятные для них страницы, чтобы не вспоминать о нанесенной обиде. Мы убедительно просим этого не делать и сохранить доказательства травли. Оскорбления, угрозы, использование персональных данных без разрешения можно предъявить директору школы, классному руководителю, чтобы начать систематическую работу со всеми сторонами конфликта.
Онлайн-груминг
Как правило, педофилы или создатели детской порнографии знакомятся в социальных сетях с детьми от 10 до 17 лет. Главная цель – установить дружеский контакт с помощью разговоров на интересные темы, комплиментов. Изредка они представляются женщиной – руководителем модельного агентства, которая приглашает на кастинг. Ребенка (чаще девочку, но иногда и мальчика) могут попросить прислать фотографию в обнаженном виде или попросить снять интимное видео по скайпу. Естественно, педофилы прячутся за анонимными никами, пишут с придуманных аккаунтов – никто реальную информацию не дает.
Процедура совращения чаще всего носит иной характер. Любители «клубнички» представляются юношами, знакомятся под условными именами. Неопытные девочки влюбляются в приятного собеседника и представляют, что это их «парень», отношения с которым развиваются онлайн, на расстоянии. Затем следует просьба послать ему свое фото или видео в обнаженном виде.
К счастью, некоторые из них понимают, что такое предложение – это уже слишком, и сразу обращается на линию.
Пока фото не отправлено, ситуация еще не так опасна. Но если девочка поддается на уговоры и посылает видео, все, как правило, оканчивается шантажом.
Ее просят раздеться перед веб-камерой по скайпу или назначают встречу в реальности, а в случае отказа угрожают разослать фотографии по координатам знакомых и одноклассников. Подростки переживают случившееся как личную трагедию. Больше всего они расстраиваются не из-за того, что их обманули, и не из-за несчастной любви, – мимолетная любовь онлайн быстро улетучивается – а из-за угрозы репутации. Ведь друзья и близкие могут подумать, что она легко повелась на посулы незнакомца, счесть ее слишком наивной или порочной. О том, что онлайн-домогательства противозаконны и подлежат наказанию, подвергшийся атаке грумера подросток также может и не догадываться.
Что делать: Как и случае систематической кибертравли тут тоже важно уговорить ребенка, позвонившего на линию, подать заявление в правоохранительные органы. Поскольку дети до 18 лет имеют право обратиться туда только в присутствии родителей или опекунов, то наша задача – все-таки мотивировать их рассказать родителям о случившемся. В случаях груминга мы говорим ребенку: «Подумай, что будет, если ты ничего не скажешь маме, и педофила не накажут? Ведь многие твои ровесники тоже пострадают. Ты боишься гнева родителей, но, возможно, у тебя есть взрослый, которому ты доверяешь? Бабушка, тетя, сестра, брат, друзья родителей? Может быть, сначала проще рассказать кому-то из них, как посредникам, а потом уже маме?».
Также существует горячая линия «Сдай педофила» – там наши коллеги оказывают юридическую поддержку, помогают оформить заявление в полицию, берут под патронаж конкретные случаи. В случае груминга убеждаем обратиться в правоохранительные органы, поскольку это нарушение закона и преступление. Как правило, ситуация разрешается, если дети рассказывают о ней взрослым и те обращаются в соответствующие инстанции. Ну и конечно, мы беседуем с пострадавшим, даем ему выговориться и понять – мы тебя слышим, понимаем твои чувства, ты не останешься один…
Мошенники в сети
7% обращений на линию «Дети онлайн» за 2016 год – это потребительские риски, которые возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет, и технические риски (опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ, вирусов).
Дети не часто проявляют себя как активные потребители товаров и услуг. В основном они ограничиваются покупками для видеоигр и социальных сетей, интересуются скидками на игрушки, подарками. Ребенок, не умеющий пользоваться банковской картой, может, не разобравшись, нажать не на ту кнопку, и деньги списываются. Дети часто сталкиваются с мошенниками, использующими персональные данные онлайн-покупателей – платят и не получают желаемого, или попадаются на удочку спам-рассылки с яркими рекламными кнопочками, где написано: нажми сюда – выиграешь крупную сумму или получишь что-нибудь бесплатно. Они рискуют нарваться на товар низкого качества, подделку.
Что делать: У операторов мобильной связи есть возможность блокировки коротких номеров, с которых идет сомнительная реклама. Если деньги списаны с телефона, то обращаться нужно к провайдеру, а если с банковской карты – то в банк. Уровень цифровой компетенции невысок, многие подростки не знают, как защитить свои аккаунты, не устанавливают антивирус. Некоторые из них стесняются поговорить на эти темы с родителями, признаться в своем невежестве. Мы советуем родителям чаще разговаривать с детьми об Интернете и основных угрозах, с которыми они могут столкнуться в сети, объяснять им необходимость защиты персональной информации, помочь установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах. Они должны знать, что в случае проблемы можно обращаться к администрации сайта, в службу технической поддержки или к взрослому, которому они доверяют.
Опасная информация
Контентные риски – это информация, способная причинить вред развитию и здоровью юного пользователя. Каждый второй российский школьник сталкивался с такой информацией в интернете. Например, 35% подростков встречали в сети сексуальные изображения, и каждый четвертый был этим расстроен, испытывал шок. Каждый пятый ребенок сталкивался в сети с информацией, пропагандирующей табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков. Однако 99% обращений на линию поступает от родителей – именно они замечают на мониторе у ребенка сцены жестокого насилия, кровь, порнографические картинки, мат и прочие гадости. Например, странички пресловутых «групп смерти», пропагандирующих суицид.
Что делать: Есть программы фильтрации и родительского контроля, ограничивающие доступ вредоносной информации. Родителям следует создать отдельную учетную запись, если ребенок пользуется общим компьютером. Она должна иметь надежный пароль и обладать правами администратора, чтобы дети не могли менять установленные родителями настройки и программы. А также нужно изучить арсенал технических средств контентной фильтрации и установить наиболее подходящие. Есть приложения, позволяющие установить запрет на посещение определенных сайтов, ограничить время доступа к интернету, отслеживать действия ребенка в сети, блокировать сомнительные поисковые запросы и всплывающие баннеры. Функции родительского контроля содержатся в некоторых антивирусных программах.
Важно научить ребенка критично относиться к информации в сети, объяснить ему, что большинство информации, размещенной в Интернете, не может считаться правильной по умолчанию. Чтобы оценить достоверность сведений в Интернете, стоит воспользоваться базовыми правилами.
-
Если вы что-то узнали в сети, найдите источник информации и ее автора.
-
Красиво оформленный сайт – еще не повод верить всему, что на нем написано. Важно понимать, с какой целью сделан этот ресурс.
-
Следуйте правилу трех источников: прежде чем поверить в факт, проверьте еще как минимум два источника.
-
Если информацию сложно проверить или не удалось найти первоисточник, можно принять ее к сведению, но распространять не стоит.
+ There are no comments
Add yours