Фандрайзеры и гранды: итоги конференции «Белые ночи фандрайзинга»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

С 22 по 25 мая в Петербурге прошла Х конференция «Белые ночи фандрайзинга». В этом году #БНФ2017 посетили более 600 участников, представлявшие 372 организации из России, Армении, Беларуси, Германии, Грузии, Словакии, Украины, Финляндии, среди которых 142 эксперта. За 4 дня «Белых ночей» проведено более 70 сессий, 20 дискуссий, 15 мастер-классов, впервые прошли тематические дни — день соцпредпринимательства и антистресс-день. 

Нынешняя конференция — юбилейная. Организаторы с улыбкой вспомнили, как 10 лет назад их спрашивали: «Кто такие фондрайзеры и гранды?» и как еще в 2008 году приходилось учить некоторых участников встречи пользоваться электронной почтой. В этом году новые технологии были представлены почти на всех сессиях.

В обзоре «Филантропа» — самые заметные явления и темы, которые обсуждали на конференции «Белые ночи фандрайзинга — 2017».

1. Новые технологии должны быть эффективными

Белые ночи фандрайзинга — 2017. Фото пресс-службы

 Интерес к техническим новинкам профессиональное сообщество проявляет не первый год. В последнее время специалисты стали более разборчивы: их волнует не только как освоить новые инструменты, но и как сделать их максимально эффективными, за что стоит браться, а без чего, вопреки моде, вполне можно обойтись. Названия некоторых докладов звучали футуристично: «Крипто-валюты и биткоины в фандрайзинге», «Дополненная реальность и благотворительность», «Фандрайзинг через Телеграм и другие мессенджеры». Но участники конференции очень трезво отнеслись к заманчивым тенденциям. Во-первых, не все опции по сбору пожертвований в тех же мессенджерах доступны в нашей стране, во-вторых — никто не застрахован от законодательных запретов на эти опции, если они все-таки появятся.  В общем, слушая рассказы о биткоинах и ботах, нанимать целый штат специалистов по новым технологиям никто не захотел.

2. Сектор в поисках фандрайзеров

Белые ночи фандрайзинга — 2017. Фото пресс-службы

А вот на открытие фандрайзингового отдела настроены многие. Еще недавно это казалось непозволительной роскошью, но сегодня, судя по ажиотажу вокруг выступления Дмитрия Даушева («Детские деревни SOS», Москва), представителей НКО очень волнует, где искать фандрайзеров, как ими управлять, как делегировать им те или иные задачи. Где искать — вопрос самый болезненный. Как шутили участники конференции, самый надежный способ — переманивать коллег из других фондов. А если серьезно — не заниматься не этичным хедхантингом, но все-таки обращать внимание на людей, которые достигли потолка в своей организации. Об этике рассуждали и дойдя до вопроса, связанного с оплатой труда фандрайзера. Этично ли, удобно ли платить ему проценты от собранных средств? Профессиональное сообщество, в том числе Дмитрий Даушев и Ассоциация Фандрайзеров активно высказывается против выплаты процентов, считая это вредной практикой. 

3. Способы заинтересовать бизнес

«Белые ночи фандрайзинга — 2017». Фото предоставлено пресс-службой.

Около 80% программы конференции было посвящено технологиям привлечения частных пожертвований. Бурно обсуждали, как работать с малыми предпринимателями, как войти в бизнес-сообщество в качестве равноправного партнера, предлагающего деятельность, которая приносит моральное удовлетворение. «Говорят, что предприниматели объединяются по трем причинам. Первая — вместе заработать денег, вторая — вместе выпить водки, третья — когда всем грозит какая-то опасность. Наша задача — дат им еще один повод объединиться, чтобы сделать для города что-то хорошее. Сейчас это работает», — уверен Олег Шарипков («Гражданский Союз», Пенза). Согласна с этим утверждением и Снежана Французова («Нота Бене»):  «Малый бизнес — как чемодан без ручки: тащишь, тащишь за собой и никак не бросишь. Предпринимателям нужны новые эмоции, нужно интересное развитие». Такие эмоции, по мнению эксперта, могут дать некоммерческие проекты. Главное — говорить о них с бизнесом на одном языке, не пугая словом «фандрайзинг», и отчитываться грамотно. Важно донести не сколько стерилизационных наборов для собак куплено на деньги предпринимателя, а насколько меньше детей теперь покусано бродячими собаками.

4. Наследства как потенциальный источник средств для НКО

Обсудили на конференции даже такую смелую тему, как наследства. О европейском опыте работы с завещаниями в пользу НКО рассказала Пиа Торникоски из Финской ассоциации фандрайзинга, о российском — пока очень и очень скромном — Юлия Мальцева из благотворительной организации «Перспективы». Предложение финского эксперта продумать разговор о наследстве между сотрудником фонда и пожилым человеком по телефону зал решительно отверг — такое в России пока неприемлемо. Сошлись на попытке воссоздать подобный диалог «лицом к лицу». Получилось весело, но не слишком продуктивно. Все-таки тема для России уж больно специфическая — не так много у нас пенсионеров, с которыми возможно и этично говорить о завещаниях в пользу НКО. Впрочем, вопросов о юридических аспектах договоров прозвучало немало. Некоторые слушатели доклада признались, что еще никогда не задумывались о возможности подобной практики, но надо дать ей шанс.

5. Полемика и дискуссии на конференции

Белые ночи фандрайзинга — 2017. Фото пресс-службы

В последний день конференции полемику вызвал доклад Мити Алешковского («Нужна помощь») «Пять лет фандрайзинга». Не всем показалась корректной структура источников дохода НКО, в которой, как было отображено на слайде, 37% занимают выручка и целевой капитал, а на благотворительные пожертвования приходится лишь около 40%. В качестве источника таких данных сотрудники фонда сослались на Росстат, данные по форме 1-СОНКО. Кроме того, не все в зале поняли, почему расследование Навального «Он вам не Димон» должно значительно подорвать доверие населения к некоммерческому сектору.

Зато слушателям явно пришлось по душе «выступление-блог» Марии Черток (фонд «КАФ») о тенденциях в филантропии. Для многих стало неожиданным, что не только Россия практикует ограничения деятельности НКО, связанные с иностранным финансированием. При этом если в нашей стране индекс доверия к НКО пока еще растет, то во многих других странах он, напротив, начинает падать.

А вот что сказала Мария о «Белых ночах фандрайзинга»: «Меня поразило, что все четыре дня на конференции такое огромное количество народа, что люди все это время не устают учиться и общаться. Динамика и энергия в этом секторе потрясающая, всегда очень приятно видеть и чувствовать ее на себе. Мы приняли участие в саммите «Добрых городов» и очень впечатлились уровнем обсуждения, глубиной понимания проблематики, стремлением к совместным действиям. Пожалуй, это мое самое яркое впечатление».

Проект «Добрые города» действительно был представлен на конференции очень ярко. Интереснейшие кейсы, знакомства, обмен опытом, лайфхаки от участников фестиваля со всей страны — хоть все это происходило в самый первый день мероприятия, впечатления не стерлись и к концу «Белых ночей фандрайзинга».

6. Борьба со стрессом и выгоранием

Белые ночи фандрайзинга — 2017. Фото пресс-службы

Целый день конференции был посвящен снятию стресса и борьбе с профессиональным выгоранием. Большим спросом пользовались консультации профессиональных психологов. Подводя итоги «Белых ночей фандрайзинга» в неформальных беседах, многие шутили, что главный вывод, который они сделали для себя, — надо отдыхать.

В целом программа конференции оказалась очень плотной. При этом количество присутствующих не всегда коррелировало с остротой обсуждений. Например, разговор о лжеволонтерах велся в довольно узком кругу, но зато какой это был круг и насколько болезненной — сама тема.

Впрочем, как стало ясно после группового взаимного массажа в «антистресс-день», нажимать на болевые точки иногда нужно как раз для того, чтобы снять боль и напряжение и зарядиться энергией для дальнейшей борьбы.

 

 

 

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий