Профессия волонтер: как НКО привлекать экспертов


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Благотворительность в России с каждым годом развивается и становится системной, структурированной и прозрачной, растут потребности НКО в человеческих ресурсах. Для удовлетворения этих потребностей необходимы интеллектуальные волонтеры или профессионалы, работающие pro bono. Чтобы понять, насколько благотворительные организации заинтересованы в привлечении интеллектуальных волонтеров, группа студентов курса «Маркетинг и бренд-менеджмент» Британской высшей школы дизайна провела десятки интервью с представителями фондов и общественных движений разных направлений.

Группа авторов исследования. Фото предоставлено пресс-службой

Исследовательская работа была инициирована фондом «Друзья». Полученные материалы легли в основу маркетинговой стратегии, которую по заказу фонда группа студентов разработала для онлайн-платформы интеллектуального волонтерства под рабочим названием «Банк времени».

Сектор ждет профессионалов

Глубинные интервью позволили выявить насущные проблемы благотворительных организаций, связанные с верификацией грамотных pro bono специалистов, обучением волонтеров специфики НКО, их контролем и мотивацией. Сегодня многие фонды готовы, скорее, нанять платного специалиста, но зато быть уверенными в качественном результате.

«Мы за профессионализм. Нам не нужен волонтер, который наденет майку и скажет: «Я волонтер». Мы ищем профессионалов, и если не получается договориться бесплатно, просим спонсоров покрыть часть расходов», — считают в одном благотворительном фонде.

«По опыту проще заплатить деньги за услугу и получить результат, нежели потратить время впустую», — соглашается с этим представитель другого фонда.

Волонтерская акция с участием известных людей. Фото Сергей Доля (Depositphotos).

Где ищут специалистов pro bono

Помимо, дилеммы привлечения платных и бесплатных специалистов и отсутствия их четкой верификации, исследователями были сформулированы предположения о поиске и требованиях фондов к интеллектуальным волонтерам:

Гипотеза 1. Волонтеров привлекают через знакомых по рекомендациям.

Гипотеза 2. Востребованы следующие профессиональные волонтеры:  юристы, финансисты, переводчики, ИТ-специалисты, маркетологи.

Какие фонды участвовали в исследовании

Эти гипотезы были проверены количественными исследованиями, в которых приняло участие свыше 70 фондов РФ и Европы в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Брюссель и другие. Анкеты распространялись через фонд «Друзья», благотворительное собрание «Все вместе», сервис добрых дел «Добро Mail.ru». Результаты исследования подтвердили ранее сформулированные предположения  и помогли сформировать портрет фонда, заинтересованного в работе с интеллектуальными волонтерами.

Фокус фондов-участников исследования направлен на детей, взрослых и пожилых людей. Подавляющее большинство фондов, участвовавших в опросе, — это небольшие фонды с коллективом до пяти человек – 32,79% респондентов и от 5 до 10 человек – 27,87%. Ресурсы таких фондов ограничены, и большинство из них остро нуждается в профессионалах.

Соцсети и личные рекомендации — главный источник для хэдхантеров

Волонтеры фонда «Линия жизни». Фото предоставлено пресс-службой

Несмотря на наличие специализированных сайтов, а также компаний, оказывающих услуги pro bono, представители фондов находят специалистов, способных закрыть их задачи, через социальные сети – 65,45 % респондентов или личные рекомендации – 89, 09%, что говорит о силе «сарафанного радио» среди НКО и плохой осведомленности последних о каналах поиска волонтеров.

Критерии выбора кандидата

При выборе кандидата фонды в первую очередь обращают внимание на опыт работы – (86,11% респондентов), отзывы или рекомендации – (62,50%), специализацию – (55,56%) и наличие резюме и портфолио – (45,83%) . Однако важна не только профессиональная «начинка» волонтера, но и его собственная мотивация. Из комментариев фондов: нам важна «готовность реализовывать и воплощать, то есть голые советы/консультации ни к чему, если в НКО их некому воплотить в жизнь». А также мы хотим видеть в интеллектуальных волонтерах «заинтересованность в результате»  и обсуждать четкие «…сроки, в которые они смогут выполнить работу».
Топ-5 самых востребованных специалистов в НКО

Количественные исследования подтвердили также и вторую гипотезу. Таким образом, был сформирован ТОП-5 востребованных специалистов в сфере НКО: веб-разработка и мобильная разработка — 77,05% респондентов, дизайн и верстка – 68,85%, маркетинг и коммуникации – 62,30%, юридические услуги – 52,46% и работы с текстом и переводы – 45,90%.

Результаты исследования

Результаты исследования говорят сами за себя: сфера НКО остро нуждается в специалистах, но пока не знает, откуда их брать и как верифицировать, чтобы не ошибиться и не потерять время. Если фонд располагает финансовыми ресурсами, он привлекает оплачиваемых профессионалов. В противном случае приглашаются волонтеры, выполняющие работу на безвозмездной основе, в результате чего теряется качество работы, и удлиняются сроки сдачи. Чтобы не возникал конфликт между хорошо проделанной работой и дополнительными финансовыми затратами, которые себе просто не может позволить фонд, создаются проверенные ресурсы, с помощью которых закрываются актуальные задачи фондов, привлекается большее количество профессиональных кадров и улучшается функционирование сферы НКО в целом.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий