Кто жертвует больше всех и почему: результаты исследования


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В сентябре Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей Школы экономики провёл школу, посвященную проблемам развития гражданского общества и некоммерческого сектора — «Оценка волонтерской деятельности: экономическая эффективность, социальные эффекты и вклад в развитие страны, регионов и муниципалитетов».

В рамках школы исследователей интересовали следующие вопросы: кто занимается благотворительностью, почему занимается и как это изучать. Так, доцент Роттердамской школы менеджмента университета Эрасмуса (Роттердам, Нидерланды) Памала Випкинг провела научный семинар «Щедрые люди, щедрые нации: по результатам глобального исследования филантропии», в котором рассказала о собственном исследовании мотивов благотворителей в разных странах и других национальных особенностях в области филантропии. Участниками исследования стали 26 стран, включая Россию. По итогам международного проекта была опубликована монография «Palgrave Handbook of Global Philanthropy», которая позволяет понять как индивидуальные, так и национальные особенности благотворителей.

Специально для «Филантропа» сотрудник фонда КАФ Александра Боброва резюмирует выводы автора исследования.

Памала Випкинг

Кто жертвует больше всех?

Согласно данным исследования, следующие категории граждан жертвуют больше:

Образованные люди, так как обучение в университете даёт возможность узнать о существующих проблемах в обществе, быть более информированным о социальных проблемах национального и мирового характера;

— Люди, имеющие профессию. Наличие определенных знаний и навыков даёт уверенность в возможности их применения для преобразования окружающей действительности. Однако не всегда карьерная занятость является безусловным плюсом: исследование показало, что работники типа «фриланс» и люди, имеющие гибкий график, занимаются волонтёрством ещё больше;

— Люди, имеющие высокий доход. Несмотря на теорию альтернативных издержек, цифры показывают, что чем больше доход человека, тем больше он готов жертвовать и жертвует;

Экстраверты, ведь чем больше «социальный капитал» человека и чем шире круг его социальных связей, тем больше вероятность того, что он будет вовлечен в благотворительные проекты, которыми занимаются его знакомые.

Слайд из презентации Памалы Випкинг

Почему одни страны жертвуют больше чем другие?

Помимо личностных характеристик благотворителей существуют и более глобальные факторы, влияющие на возможность и способность людей делать пожертвования.

Например, в одних культурах принято считать, что решение социальных проблем – это обязанность государства, а значит, и места благотворительности быть не должно, ведь это означает, что государство не справляется с возложенной на него задачей. Например, в России до сих пор термин «волонтёрство» не понятен старшему поколению, так как ещё недавно оказание помощи и решение социальных проблем осуществлялись в рамках политики государства в «добровольно-принудительном» порядке. Кроме того, люди в таких странах редко рассказывают об участии в благотворительности.

Согласно данным «Исследования частных пожертвований в России – 2016» фонда «КАФ», 43 миллиона благотворителей не рассказывают о своем участии в добрых делах. В результате создается впечатление, что благотворительности в России намного меньше, чем есть на самом деле. Такая ситуация мешает благотворительности активно развиваться. Чтобы преодолеть этот барьер, с 22 по 29 ноября 2016 года фонд запустил флешмоб «Неделя признаний» — он прошел накануне #ЩедрогоВторника.

В других культурах наоборот: люди считают, что сами ответственны за своё благополучие, а благотворительность является его неотъемлемой частью. В таких обществах о своих добрых делах принято говорить публично, тем самым вовлекая в благотворительность всё большее количество людей.

Важную роль в развитии филантропии играет доверие. Люди должны быть уверены в целевом расходовании пожертвованных средств, а значит в обществе, где третий сектор развит, а его организация понятна гражданам, доля людей, участвующих в благотворительности, будет выше.

Памала обозначает ещё ряд факторов, важным из которых является «законодательное регулирование третьего сектора». С одной стороны, законодательное регулирование необходимо для обеспечения той самой прозрачности работы третьего сектора. Однако регулирование третьего сектора также может осуществляться в политических целях, нанося непоправимый вред развитию всей сфере НКО. Ярким примером может послужить закон об «иностранных агентах», подписанный президентом РФ 20 июля 2012 года в России.

К значимым факторам развития благотворительности также относятся политическая и экономическая стабильность государства, наличие льгот при осуществлении благотворительной деятельности.

Как лучше проводить исследования в области благотворительности?

Итоговые выводы Памалы вызвали настоящую дискуссию, в том числе были и вопросы о методике проведения исследования. Участники семинара интересовались тем, по каким принципам были отобраны изучаемые страны, каким образом формировалась выборка экспертов и с какими проблемами Памала сталкивалась во время исследования. Очевидной стала проблема формулировок и терминов на разных языках: одинаково ли трактуют исследователь и эксперт такие понятия, как «волонтерство», «благотворительность» и «благополучатели»? Тем более в стране с советским наследием, где понятие добровольческой деятельности стало размытым из-за того, что часто было не добровольным, а принудительным.

При этом необходимо понимать, что в процессе изучения благотворительности невозможно учесть все погрешности, и исследование описывает лишь часть реальности. Однако и такое описание дает большое количество важной информации как для исследователей филантропии, так и для различных НКО, которые занимаются развитием сектора.

Использовать итоговые выводы исследования на практике можно, например, если принять участие в международном дне благотворительности #ЩедрыйВторник и преодолеть национальные стереотипы во время «Недели признаний».

 

 

 

 

 

 

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий