«От оценки заявок на участие в конкурсе зависит буквально все»: Илья Чукалин


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

26 октября на XV Ежегодной конференции Форума Доноров объявят о результатах конкурса на соискание премия «За содействие внедрению и практическому использованию оценки в деятельности благополучателей». Премия была учреждена в 2016 году Форумом Доноров и Ассоциацией специалистов по оценке программ и политик, чтобы поощрить вклад донорских организаций в развитие оценки в России.

Илья Чукалин

Илья Чукалин, директор Фонда президентских грантов и один из членов жюри премии в области оценки, рассказал «Филантропу» о роли оценки в работе экспертов в комиссии Фонда президентских грантов.

— Вы один из членов жюри конкурса Форума доноров в области оценки, вы могли бы привести примеры того, что вас заинтересовало?

— Знаете, в любом конкурсе не совсем правильно давать комментарии по заявкам, пока не объявлены результаты. Стоит привести пример, и кто-то посчитает, что он в лидерах, а другой увидит в этом преференцию отдельным участникам. Поэтому в конкурсе президентских грантов мы отдельно оговариваем с экспертами конкурса вопросы неразглашения какой-либо информации, в том числе об их участии в оценке, как минимум, до публикации списка победителей.

— Как вам кажется, с чем связано, что эта тема так активно сейчас обсуждается и столько экспертных мероприятий, связанных с оценкой?

— Эта тема будет развиваться. Уинстон Черчилль говорил, что «никто не притворяется, что демократия – идеал или ответ на все вопросы».

Так и оценка – не панацея от всех наших задач, но для принятия решений в области реализации проектов в социальной сфере будет постоянная потребность в повышении качества оценки и снижении субъективных факторов.

Будет увеличиваться значение корректной методологии оценки.

Поставить пять: удачные примеры использования оценки в благотворительности

— Как в Фонде президентских грантов вы используете или планируете использовать оценку? 

— Есть несколько направлений. Первое – оценка проектов в рамках конкурсного отбора. Экспертное сообщество фонда состоит из почти 800 профессионалов по всем направлениям деятельности некоммерческих организаций из большинства регионов страны. Больше трети из них имеют ученую степень доктора или кандидата наук.

От оценки заявок на участие в конкурсе зависит буквально все – и результативность системы грантовой поддержки, и справедливое распределение выделенных Президентом России ресурсов, и, как следствие, доверие к фонду и конкурсу.

Второе также важное направление – оценка проекта на стадии реализации и по ее завершении, определение степени достижения социального эффекта. Фонд должен понимать, что потратил государственные деньги не впустую, а направил их на получение общественно значимых результатов. Сейчас мы разрабатываем соответствующую методологическую базу.

— Можете хотя бы немного рассказать о методологии?

— Будем использовать лучшие практики оценки, соотносить заявленные и полученные результаты. Понятно, что ни один проект практически никогда не реализуется так, как он был прописан. Мы допускаем корректировки, но они должны быть обоснованными. И фонд будет за этим следить. Кроме того, мы будем рассматривать те результаты, которые не были запланированы, но были получены. Планируем сформировать некий набор универсальных индикаторов для замеров.

Конечно, некоммерческая деятельность, в отличие от бизнеса, значительно сложнее поддается унификации, и это очень здорово.

Много уникальных историй. Будет проверять применяемые показатели на соответствие принципам адекватности, достоверности, допустимости.

— Если запланирована оценка конкурса в целом, то как это будет происходить? В каком случае важна оценка деятельности собственно внутри проектов или важно достижение запланированных показателей?

— Конкурс оценивается на предмет соблюдения процедур, которые были объявлены. Это вопросы открытости и прозрачности. Речь идет о строгом следовании процедурам, прописанных в положении.

Оценить конкурс не так и сложно, поскольку сами эксперты знают, какие проекты они оценивали хорошо или плохо. Они видят, что проекты с оценкой «хорошо» вышли в финал, а проекты с оценкой «плохо» – нет.

И, конечно, мы будет оценивать общий социальный эффект от выделения грантов. На самом деле, у нас еще очень много планов по совершенствованию системы, есть к чему стремиться. Фонду как единому оператору президентских грантов в этом месяце исполнилось полгода. — 

Планируете ли вы развивать тему оценки в секторе, в других конкурсах?

— Те подходы, которые им используем, общедоступны. И если региональные, местные власти захотят применить нашу методологию, пожалуйста, мы будем только рады.

— Когда Фонд президентских грантов формулировал свои цели и задачи, упоминалась ли тема оценки, будете ли вы сами отслеживать проекты и оценивать их каким-то образом? Или отдавать эту работу другим организациям?

— Фонд ведет мониторинг проектов, а к оценке результатов реализации проектов мы планируем привлекать другие организации и институции. Это мировая практика.

Если только сам фонд будет заниматься оценкой результативности реализации проектов, возникает врожденный конфликт интересов.

Это всегда вопрос для грантодателя – как относиться к неудачным поддержанным проектам. Все любят истории успеха, а не проблемные гранты. Поэтому для объективности нужны независимые оценщики.

— Знаете ли свежие примеры эффективности применения оценки в некоммерческой деятельности?

— По большему счету, любая некоммерческая организация, ориентированная на эффективность и устойчивость работы, в той или иной мере использует механизмы оценки. Возьмите самые успешные российские НКО, и вряд ли найдете среди них тех, кто не применяет оценку.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий