Содержательные взрослые: наставничество как часть КСО
Корпоративные наставнические программы, похоже, становится трендом. По крайней мере, такое впечатление сложилось от кейсов, прозвучавших на сессии «Наставничество как содержательная часть программ КСО» в рамках первой международной конференции России Global Mentori, которая проходила 13-14 ноября в Москве. Организатор – Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ (проект «Рыбаков фонда»). Своим опытом поделились ИКЕА, KFC (точнее, корпоративный благотворительный фонд «Открывая горизонты»), от малого бизнеса – цветочная мастерская «Это еще цветочки», со стороны третьего сектора – фонд «Хранители детства» и Социальный центр Святителя Тихона при Донском монастыре, где помимо развития собственного наставнического направления недавно разработали проект «Умные каникулы» для Сбербанка.

Фото «Рыбаков фонд»
Переформатирование помощи
Для наметившегося интереса к наставничеству со стороны бизнеса есть предпосылки. Помощь детским домам оказывают многие компании. И постепенно некоторые из них приходят к осознанию, что артисты и конфеты-подарки, привезенные в детдом, не меняют жизнь конкретного ребенка, а даже напротив – способствуют формированию еще более иждивенческой позиции. Отчасти этого аспекта коснулась в своем выступлении Анна Орлова, директор благотворительного фонда «Открывая горизонты» компании KFC, рассказывая о переформатировании программы по социальной адаптации для детей-сирот.
После первого года проведения сюжетно-ролевых игр, способствующих освоению методик социальных взаимодействий, в фонде увидели, что для детей более значимым оказалось регулярное общение с корпоративными волонтерами, чем сами игры.
Изменения в программу внесли с учетом данных исследования по современным подросткам. Теперь работа строится более индивидуально. «Значимый взрослый должен быть один и надо, чтобы одни и те же волонтеры приезжали к одним и тем же детям», – отмечает Анна Орлова. После полугода работы в новом формате в Уфе получили такой результат – 30 ребят из детских домов подали заявки на устройство на работу в KFC, чтобы быть как их наставники, отбор прошли восемь из них и работают успешно. Программа реализуется в 17 регионах, в ней задействовано 250 волонтеров и 13 НКО.

Игорь Рыбаков. Фото «Рыбаков фонд»
Рост корпоративного волонтерства
Для компаний, как отмечает Александра Андриевских, директор программ корпоративного наставничества фонда «Хранители детства», подобные программы дают вовлечение сотрудников в решение острых социальных проблем, лояльность персонала и клиентов, внимание СМИ. Но и для НКО корпоративные волонтеры – благо, это хорошая база для формирования пула наставников в принципе. «Практика открытого рекрутинга была рискованной, — объясняет Александра Андриевских. – Мы отвечаем за каждого волонтера, который участвует в мероприятиях с детьми. В случае, когда это сотрудники компании, очевидно, что первичный контроль уже пройден при приеме на работу».
Рост вовлеченности персонала констатировали все участники дискуссии. Антонина Малева, менеджер по социально-экологическим вопросам магазинов ИКЕА Москвы и Московской области, рассказала, что после первой профориентационной экскурсии подростков из детских домов впечатлений было много не только у них, но и у участвовавших во встрече сотрудников. Взаимодействия стало больше. Саму экскурсию переформатировали в квест – на разных станциях можно через игровые задания понять, чем занимаются в разных отделах. Неформально пообщаться сотрудники и воспитанники детских домов могут на экологических акциях по сбору мусора. Многие сотрудники прошли тренинги по наставничеству, для детей разработали мастер-классы по обустройству квартиры. Каждый год в Москве из детдомов выпускаются около 130 человек, и они не знают, с чего начинать жизнь. Как отмечает Антонина Малева, во время мастер-классов им объясняют не только азы дизайна интерьера, но и вопросы, связанные с оплатой коммунальных услуг, составлением сметы на обустройство жилья.

Фото «Рыбаков фонд»
Опыт наставнического центра «Донской»
Опыт наставнического направления Социального центра Святителя Тихона, который возглавляет Александр Гезалов, сам выпускник детского дома и эксперт по социальной адаптации с многолетним стажем, сильно отличается от обычной работы наставников с детьми-сиротами. Наставнический центр «Донской» опекает детский дом-интернат для умственно-отсталых детей в городе Кольчугино Владимирской области. Профессиональная ориентация для таких подопечных не актуальна, нужен максимально индивидуальный подход, погружение в персональную историю, чтобы строить взаимодействие, исходя из потребностей конкретного ребенка, его медицинских показаний и перспектив – у кого-то есть шанс попасть в приемную семью, кто-то сможет восстановить контакт с кровной семьей, а у кого-то наставник останется единственной поддержкой извне после перевода из ДДИ в ПНИ.
«Наставничество – это регулярное общение, пожизненное взаимодействие», — говорит предприниматель Дмитрий Донской, наставник центра «Донской».
Вовлекать корпоративных волонтеров в такие сложные и долгосрочные проекты, наверное, невозможно. Но у Социального центра Святителя Тихона есть другие точки для взаимодействия с бизнесом. В частности, экспертиза и опыт системной работы с детьми-сиротами оказались востребованы Сбербанком – Александр Гезалов разработал в рамках программы банка «Умная помощь» проект «Умные каникулы». Он начнет реализовываться в Иркутской области и предусматривает вовлечение сотрудников Сбербанка во время зимних каникул.

Фото «Рыбаков фонд»
Частью КСО могут стать и отдельные проекты Наставнического центра. Например, создание тренинговой квартиры в Кольчугино, где воспитанники детских домов могли бы осваивать социальные навыки в реальных условиях при поддержке наставников, можно было бы проводить мастер-классы и клубы наставников.
Евгений Русинов, руководитель Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ, говорит, что одна из задач организаторов конференции – культивирование наставничества. Ресурсный центр уже начал работу по составлению национальной карты подобных проектов, чтобы у самих участников движения была информация друг о друге. На данный момент в стране около 250 организаций, занимающихся наставническими программами. «В последние год-полтора все больше людей вовлекаются в наставничество с институционального ракурса. Мы стараемся, чтобы среда для них изменилась. Это очень ценный вид взаимодействия, который снижает уровень стресса и способствует доверительным отношениям, которых в быстро меняющемся мире так не хватает. Потребность делиться – глубинная, она не зависит от политического строя или технического прогресса. Но еще много предстоит сделать, чтобы этот инструмент работал эффективно», – говорит Русинов.
+ There are no comments
Add yours