Каскадное волонтерство: как дети-сироты учатся не только получать, но и отдавать


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Спокойное отношение к десяткам килограмм конфет на Новый год, недоуменный взгляд, при отказе в чем-либо, уверенное обращение к спонсору со требованием  «телефона последней модели» — таков усредненный портрет ребенка из российского детдома.

Виной этому в том числе подход волонтеров к своей роли. «Много людей, представляя сирот бедными и несчастными, тащат в детские дома кучу подарков. Им постоянно дают. Ребята получают кучу возможностей, но вовсе не по их желанию»,  — объясняет Руслана Яценко, психолог, специалист в области психологии детей-сирот, а также детей с особенностями развития, эксперт программы наставничества «Старшие Братья Старшие Сестры».

«У детей-сирот формируется потребительская позиция, потому что ребята живут в системе, которая им постоянно что-то дает», — уверена Руслана. 

Сломать систему

Программа наставничества «Старшие Братья Старшие Сестры» —  это попытка сломать укоренившуюся систему такой непрофессиональной помощи. «Старшие» ищут и готовят волонтеров к дружбе с ребенком из детского дома.

Системный подход к решению проблем сирот – главный смысл программы. Индивидуальное общение на регулярной основе, запрет на дорогие подарки, сопровождение психологами, ресурсные группы поддержки – именно эти принципы уже 14 лет применяются в шести городах России.  

Конечно, в первое время они тоже сталкивались с потребительским отношением к волонтерам со стороны сирот. Видя это, руководитель организации Александра Телицына придумала и внедрила новый подхода к добровольной помощи — каскадное волонтерство.

Вероника Климентьева. Фото Марина Хвостова

Система такова: волонтер программы своим примером зажигает, мотивирует и объясняет своему подопечному, что даже являясь сиротой, обязательно надо тоже делать что-то хорошее, а не только брать. Таким образом получается так называемый каскад – волонтер помогает ребенку, ребенок сам или вместе со «Старшим» помогает кому-то еще.

«Чтобы что-то получить – надо что-то отдать. А ребята этого не знают. Наши наставники — волонтеры, которым понятен призыв безвозмездно помогать. Они делятся своими ценностями с младшим и проводят досуг вместе с пользой», — рассказывает Александра.

Стать наставником и найти настоящего друга

Эффективные примеры работы каскадного волонтерства:

Помощь приюту

Ангелина (наставник) и Семен (младший) весной начали посещать приют для животных «Дубровая роща». Вместе они выгуливают собак, играют с ними, дают необходимую физическую нагрузку. Ангелина признается, что изначально, идея помощи животным принадлежит ей, но младшему она тоже пришлась по душе. Семену нравится чувствовать себя волонтером, но быстро начинает уставать. Летом, пока мальчик был в лагере, походы в питомник пришлось приостановить, но с осени они возобновились с тем же энтузиазмом.

Фото Вероника Климентьева

Волонтеры на фестивале 

Летом в  московском саду «Эрмитаж» прошел ежегодный фестиваль «Ягодный компот», который организовывали «Старшие Братья Старшие Сестры». Ища волонтеров, организаторы с надеждой обратились к выпускникам учреждений, которые до сих пор состоят в программе. На удивление, множество ребят согласились и с радостью и завидным упорством весь воскресный день посвятили помощи в проведении фестиваля. Более десятка выпускников активно участвовали в ярмарке, помогали с проведением мастер-классов.  

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий