Что делает нас счастливыми?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Как ощущает себя человек в жизни и обществе и насколько нам вообще нравится то, как мы живем? Это всегда было интересно социологии.  Оказывается, во многом это наши субъективные ощущения, и часто наша радость от жизни вовсе не зависит от финансового благополучия.

В рамках дискуссии в ФОМ «Благополучие — это субъективная реальность или функция социальных условий?» специалисты решили обсудить, можно ли все эти важные для нас стороны жизни объединить в одно или это разные концепции нашего благополучия?

Людмила Преснякова, кандидат социологических наук, руководитель проектов ФОМ, замечает, что когда россияне рассуждают о благополучной жизни, они говорят о материальном достатке – это зарплата, которую должно хватать на нормальную еду, одежду и так далее. Но это не все. «Вылезают и другие факторы, в частности, институциональные. Отсутствие коррупции, мир, безопасность, справедливость, свобода. А еще образование, самореализация», — замечает социолог. 

Дарья Сальникова, сотрудник НИИ ВШЭ, автор исследования «Взаимосвязь между объективным и субъективным экономическим благосостоянием населения в постсоветской России», замечает, что еще в первой половине 20 века благополучие понималось довольно узко – был утилитарный подход. А позже стали учитывать не просто материальное благосостояние человека, но еще и свободы и права человека. А еще его возможности для реализации своей цели, его стартовый капитал на пути к благополучию, нематериальные блага, качество услуг.  И, наконец, произошел переход от объективной трактовке благополучия к субъективной.

«Социологи начали опираться на субъективные впечатления граждан их мнение о своем благополучии и даже стали учитывать восприятие счастья. Хотя изначально экономисты исходили из утилитарного подхода, восприятие раньше не учитывалось», — замечает эксперт.

Рады помочь: как счастье связано с благотворительностью

Что такое счастье?

Экономика счастья появилась сравнительно недавно. Счастье – конечно, субъективный показатель. И даже, можно сказать, философский. Но социологам важно оперировать более точными понятиями. Чтобы учитывать эмоциональную составляющую благополучия, социологи «считают» такие данные, как позитивные и негативные эмоции, ценности конкретного человека (например, его автономия), оценивают его взаимодействие с окружающей средой.

Важны и наши значимые события в жизни. Социологи, поясняет Дарья Сальникова, исследуют шокирующие ситуации в жизни человека: как то или иное событие повлияло на нас, это может быть рождение ребенка, тяжелая потеря, изменение семейного статуса. 

Реализация личного капитала тоже влияет на наше ощущение счастья и, следовательно, наше благополучие. Во-первых, тут играют роль человеческие возможности – здоровье.

Важно учитывать и стартовые возможности человека для эффективного взаимодействия с окружающими, для успешной работы в коллективе и так далее. В этом ключе играют роль социально-демографические факторы: пол, возраст, образование, доход.

Например, наиболее молодые и наиболее пожилые люди, как ни странно, имеют самый высокий уровень благополучия. Дело в том, что самые значимые события в жизни часто происходят с нами в молодом возрасте. А люди в возрасте, в свою очередь, более эмоционально и положительно воспринимают события в своей жизни – потому что у них, оказывается, появляется больше времени для реализации своих целей.

Однако при этом пожилые люди имеют более низкий уровень благополучия, часто это связано с доходом. У молодежи то же самое.

В итоге наиболее счастливым возрастом оказывается средний возраст. Согласно исследованиям, это 45-50 лет.

Таким образом, возраст влияет на счастье и благополучие, и в каждом возрасте могут быть свои скачки. Например, огромное значение для ощущения счастья и благополучия играет период перехода от получения образования к работе, это обычно происходит с нами в возрасте 23-25 лет.

Имеет значение, что интересно, и наш характер. Скажем, такие черты характера, как доверие, желание контролировать, выносливость, общительность, влияют на наше субъективное благополучие. А еще работает обратная связь: когда реальность вокруг нас вызывает в нас приятные эмоции, то это, отмечают психологи и социологи, повышает нашу коммуникабельность, ну а это, в свою очередь, влияет на наше ощущение благополучия.

Принцип фильма «Елки»: шесть рукопожатий делают нас счастливыми

Как отмечают социологи, ощущение благополучия для человека зависит не от наполнения кошелька, а от количества друзей и знакомых. Это тот самый социальный капитал, про который говорят «не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Исследования в США, например, утверждают, что именно крепкая дружба и прочные связи с родственниками дают человеку чувство уверенности.

И именно эти связи, а не деньги помогают нам в сложных ситуациях. Те, у кого работает этот принцип шести рукопожатий, кто точно знает, что ему помогут, обладают большей уверенностью в своем будущем. Ведь такая поддержка поможет в том числе и финансово.

Интересно, что исследования российских социологов в 2014 году, когда в России грянул экономический кризис, подтверждали, что возможность одолжить деньги  у друзей и знакомых внушала людям оптимизм, и таким образом уровень их счастья не так сильно падал.

Поэтому, делают вывод социологи, крайне важно приращивать свои связи, это оказывается гораздо более важным для счастья и благополучия, чем финансовые возможности.

От чего зависит благополучие человека?

Бытие все же определяет сознание

«Категории населения, у которых «благоприятные» траектории социального самочувствия, легче справляются с негативными событиями, экономическими шоками», — замечает Дарья  Сальникова.

Но влияет еще и окружающая реальность. Скажем, в странах с переходной экономикой  для человека очень важно количество знакомых, к кому можно обратиться в случае трудной финансовой ситуации, имеет большое влияние на уровень благополучия. В развитых странах трактовка социального капитала не оказывает влияния на уровень благополучия.

Или, к примеру, в Великобритании такой показатель, как статус безработного, не оказывал  значимого влияния на уровень благополучия. Дело в том, что в этой стране долгое время был высокий уровень безработицы. Люди адаптировались к этим условиям.  И этот статус уже перестал сильно влиять на уровень счастья и субъективного благополучия. Таким образом, контекст тоже влияет на наше восприятие благополучия.

Есть буферные факторы, которые снижают влияние негативных факторов на благополучие, замечает Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. Специалист в области психологии личности, мотивации и смысла, теории и истории психологии, психодиагностики, психологи искусства и рекламы, психологии счастья.

Например, толерантность к меньшинствам, в том числе к сексуальным меньшинствам, делает общество – всех граждан, а не только представителей сексменьшинств, – более счастливым.

Или, например, явление бэби-бума в России – результат повышения уровня общего счастья и индивидуальных показателей благополучия в обществе. Однако потом, когда повысилась популяция населения, это снова снизило общий уровень счастья.

«Формула бытие определяет сознание сегодня не эксклюзивна, но все же работает. Для меня субъективное благополучие это дистанция между желаемым и действительным, — говорит Дмитрий Леонтьев. — А объективное благополучие нельзя измерить, это как погода. Она меняется, может быть хорошей или плохой. Но мы ее не можем измерить в единицах. По отдельности –температуру влажность ветер и тп – можем, а в целом – только по субъективной шкале».

Россияне готовы жертвовать больше, если понимают, на что пойдут средства

Цивилизация мешает быть счастливыми

В рамках World Values Survey  — международного исследовательского проекта, который объединяет социологов по всему миру,  исследования ценностей жизни прошли в 97 странах и охватили в общей сложности 90% населения. С 1981 года по 2014 год прошло 6 раундов исследований. Как выяснилось, с 1981 по 2007 уровень счастья вырос в 45 из 52 стран. При этом экономическое развитие стран, рост демократии и толерантности обществ увеличили показатели счастья.

При этом интересно, что счастье может и не зависеть от «бытия», то есть от процессов, происходящих вокруг нас. Например, отмечают социологи, после окончания войны, в 1945 году, люди были невероятно счастливы, хотя был голод и экономика страны была подорвана, носить тоже было нечего.

То есть уровень счастья может расти при снижении благополучия и экономического уровня жизни.

«Детский хоспис — это такой остров здравого смысла в пучине безумия»

Точно так же люди могут стремиться не к финансовому благополучию, а к личной удовлетворенности, когда достигли определенного материального уровня. В обществах, где высок финансовый уровень жизни, человек может выбирать себе дело, которое приносит мало денег, но радует.

В России тоже наблюдаются такие тенденции, несмотря на то, что общество еще не вышло из кризиса. Например, развивается сообщество дауншифтеров, которые готовы оставить удобства цивилизации ради повышения личного уровня счастья: развивать личный и социальный капитал, реализовывать свои цели.

Исследования российских социологов в 2014-2015 году показали, что позитивное отношение россиян к жизни не сильно снижалось несмотря на экономический кризис.

Еще один интересный аспект – люди могут быть более счастливы на территориях менее экономически развитых.

Например, замечают социологи,  гораздо больше оптимистов в российских провинциальных городках и селах, чем в городах-миллионниках и тем более в Москве.

Это явление назвали парадоксом Истерлина. Профессор Ричард Истерлин (Richard Easterlin) из Университета Южной Калифорнии проводил в 70-х годах эксперимент, когда людей из разных стран просили отметить уровень своего счастья. Выяснилось, что уровень богатства страны не влияет на долю людей, которые считали себя счастливыми. 

Социологи и экономисты заметили также, что когда мы достигаем некоей «точки насыщения»  для себя, обеспечив себя достаточным доходом, мы адаптируемся к финансовым благам. Дальше важно сохранить уровень счастья, и если человеку удается продолжать быть счастливым, то это значит, что в игру вступают уже его личные достижения, его ценности, принципы, его личный и социальный капитал.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий