Видеотека, коммуникатор и «Валерьянка»: итоги и лучшие проекты хакатона «Добро 2018»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Два десятка IT-проектов  родилось у некоммерческих организаций за два дня работы на хакатоне «Добро 2018», организованном сервисом «Добро Mail.ru», компаниями «МегаФон» и «Металлоинвест». Корреспондент «Филантропа» побывала на презентации результатов и рассказала о самых интересных из них.

Цифровая боль

Российские НКО в основной своей массе очень плохо ориентируются в цифровом пространстве, слабо понимают, как оно устроено, не чувствуют тренды и не знают, как оценить свои решения в этой сфере. Отсюда устаревшие сайты, соцсети, которые не обновляются годами, отсутствие фандрайзинга в интернете. Это может затормозить развитие проекта, не позволяет масштабировать опыт и в конечном итоге приводит к неэффективной работе всей организации.

Неумение трезво оценивать возможности цифровой среды приводит либо к полному безразличию, либо к чрезмерным надеждам, возлагаемым на IT- решения. К примеру, большинство команд, которые участвовали в халатное «Добро — 2018» в результате работы хотели получить мобильное приложение. Очень показательным был тест от менторов: участникам предложили заглянуть в свои мобильные телефоны и посмотреть, сколько там закачено приложений. Ответ — минимум.

Приложение — это дорого (от 250 тысяч рублей) и долго (от 3 месяцев на создание под одну платформу). Особенно в первый раз, без четкого понимания цели и технологий измерения эффективности.

«Часть НКО отказались от приложений в пользу сайтов, кто-то вообще изменил концепцию своего проекта. И это нормально. Потому что хакатон и IT-cпециалисты, которых мы привлекли как экспертов, помогли НКО взглянуть на проблемы под другим углом», — считает Александра Бабкина, руководитель проекта Добро Mail.ru, организатор хакатона «Добро 2018».

Благотворительные организации и проджект-менеджеры вместе определили целевую аудиторию проектов и пользовательские сценарии, которые важно учесть в работе. По мнению Александры, в результат хакатона участники смогут гораздо эффективнее привлекать ресурсы для разработки IT-решений. Например, они смогут сформулировать грамотную презентацию проекта и техзадание, чтобы получить гранты или поддержку в коммерческих компаниях.

Экспертиза менторов показала, что большинству проектом на самом деле достаточно уже готовых конструкторов для создания сайтов, чтобы решить поставленную задачу. Главным таким инструментом на хакатоне «Добро  2018» был конструктор Tilda Publishing.

Tilda Publishing — это быстро (за два дня некоторые команды сделали больше половины заявленной работы) и дешево (500 — 1000 рублей в месяц) в зависимости от тарифа.

На финальных презентациях многие выступающие признавались, что все оказалось не так страшно и дорого, что к решению проблемы в цифровой среде можно подступиться самостоятельно без привлечения дополнительных ресурсов.

Одна проблема, много решений и мало денег

В России 54,5 тысячи  детей-сирот, около 130 сиротских учреждений и более 1,5 тысяч образовательных организаций для детей-сирот. Это статистика Министерства образования, опубликованная в газете КоммерсантЪ. Практически в каждом из 85 регионов России есть благотворительный фонд некоммерческая организация, которая занимается трудоустройством выпускников таких сиротских учреждений. И сотрудники каждого такого проекта бьют тревогу. Проблемы с профориентацией и с мотивацией — у подростков. И проблемы с ведением базы данных, проведением исследований, и масштабированием опыта — у организаций.

На хакатоне «Добро  2018» проектов трудоустройства было пять. Судя по постановке задачи и по предложенным решениям, все они очень похожи, но не знакомы друг с другом, не знают о существующих технологических наработках в третьем секторе и на рынке трудоустройства в целом. Но у каждого проекта есть свое видение решение и готовность его внедрять. Если бы это был бизнес, то все это могло бы напоминать конкуренцию, где  «выживает сильнейший» , а потом все остальные используют его технологическое решение. Но в некоммерческом секторе так не получается и много разных идей тонут без финансирования и спотыкаются на вопросе «чем вы отличаетесь от других».

Из всего ассортимента решений поддержку «Мегафона» получила онлайн-платформа для профориентации и трудоустройства выпускников интернатных учреждений от Фонда поддержки семьи и детей «Хранители детства».

«Для компании “Металлоинвест” особенно важно, чтобы разработанные идеи были внедрены. Каждый из разработанных проектов получит необходимую поддержку: экспертную, методическую, а также помощь в продвижении и вовлечении участников», — говорит Юлия Мазанова, директор по социальной политике и корпоративным коммуникациям УК “Металлоинвест».

Команды из городов присутствия “Металлоинвеста” подготовили четыре проекта: платформу для поиска волонтеров и благополучателей “отКЛИКнись” из Губкина, интернет-ресурс для будущих мам Железногорска, проект виртуальной экскурсии по металлургическому производству от команды Железно! Из Старого Оскола, интернет портал Центра комплексной ресоциализации граждан Новотроицка.


5 лучших проектов хакатона «Добро 2018» по версии «Филантропа»

1. Мобильное приложение от Детской следж-хоккейной лиги 

Тот случай, когда необходимость создания именно такого программного решения взвешена и обоснована.  В приложении будет три разных функционала, в зависимости от типа пользователя: тренер, спортсмен или болельщик/родитель.

Тренер сможет вести календарь тренеровок, создавать «события» и давать задания, ставить баллы и давать комментарии спортсменам по итогам тренировок. Игрокам также будет доступно расписание, а выполняя задания тренера они будут получать баллы, которые смогут тратить в «магазине» приложения. Это станет для ребят дополнительной мотивацией, считают разработчики.У создателей просчитаны варианты монетизации — размещение рекламы в приложении или товаров рекламодателя в магазине приложения, а также проведение совместных промо-акций. Решение может быть масштабировано для других видов спорта.

Компания «Мегафон» отметила этот проект в числе фаворитов и рассмотрит возможность его финансирования на ближайшем заседании Благотворительного комитета.

2. «Валерьянка». Единое окно адресной помощи

Проект презентовала Мила Геранина, координатор проекта «Все вместе против мошенников», в прошлом директор БФ «Православие и мир». Зная изнутри работу многопрофильного адресного фонда, Мила и ее команда подсчитали, что в средним ежегодно в такие фонды поступает около 3 тысяч дублирующих заявок с просьбами о помощи. Эдакая веерная рассылка «спасите!».

На обработку 1 заявки у сотрудника фонда уходит минимум 16 часов, средняя стоимость одного часа сотрудника 312,5 рублей, то есть на круг за год, дублируя работу друг друга, фонды неэффективно тратят около 15 млн рублей.

Кроме того, теперь, например, если кому-то из журналистов приходит письмо с просьбой о помощи, то можно «прописать ему Валерьянку». Буквально в командной строке браузера.

То есть «Валерьянка» возьмется за обработку входящих запросов. Будет консультировать людей в случаях, когда можно получить помощь от государства самостоятельно, и перенаправлять уже проверенные заявки в конкретные профильные фонды и организации.

«Этот проект может быть интегрирован с нашим сервисом «Маяк». Пользователи смогут отправить туда заявку с полным комплектом документов и сразу попасть в релевантную организацию», — объясняет Саша Бабкина, «Добро.Mail.Ru».

3. Видеотека фонда «Большая перемена» 

Это проект внутренней оптимизации огромного и уникального собрания видео материалов с образовательных программ фонда.  Тот случай, когда история не столько про внешнего пользователя и благополучателя, сколько в про удобство сотрудников и повышение эффективности их труда.Сейчас архив не систематизирован, к нему имеет локальный доступ только два сотрудника фонда. Нужна система тегирования видео, которая позволит любому ориентироваться в архиве, и выход в облачное хранилище, чтобы работать материалами могли и другие сотрудники фонда или партнерские организации.  На хакатоне разработали минимальную систему тегирования и смогли протестировать ее. Mail.Ru вызвались поддержать проект своими «облачными» возможностями.

4. Приложение благотворительной организации «Апельсин»

Кажется, разработчики сами не поняли весь  масштаб и потенциал идеи. Команда из Санкт-Петербурга разработала приложение для волонтеров, которые сопровождают людей с инвалидностью. С одной стороны, это приложение —инструкция для новичков, с другой — палочка-выручалочка для опытных, которые тоже могут забить какие-то особенности работы именно с человеком с конкретными проблемами. Плюс волонтеры могут вести в приложении дневник посещений, отслеживать динамику, видеть и корректировать результаты работы.

Содержание этого приложения, если его доведут до ума, тянет на целый справочник. Потенциально его можно разделить на две части: профессиональную — именно для волонтеров, и открытую — доступную всем, с инструкциями, например, как правильно кормить лежачего больного. Сейчас эта информация практически недоступна.

Идея обучающего мобильного приложения для поддержки добровольческого движения в оказании всесторонней помощи людям с ограниченными возможностями здоровья от  БОО «Апельсин» получит грант на прохождение акселерационной программы Philtech для социальных технологических стартапов и проектов от “Рыбаков Фонда”.

5. Городской навигатор и коммуникатор от фондов «Даунсайд ап» и «Синдром любви»

На выступлении команда показала коммуникатор для людей с ограниченными возможностями Go Talk. Это планшет (размером с чемодан) с картинками, нажимая на которые воспроизводится заранее записанное голосовое сообщение, которое позволяет, например, объясниться с продавцом в магазине.

Выглядит такой коммуникатор устаревшим и неудобным, но альтернатив ему сейчас мало. И вот идея  объединенной команды фондов «Даунсайд ап» и «Синдром любви» поместить все это в мобильное приложение, при этом адаптировать его под нужды людей разного возраста. Кроме того, в приложении будет навигатор, учитывающий специфику восприятия пространства и запоминания маршрута людей с особенностями развития. Разработчики говорят, что частично уже есть программные необходимые решения, нужно только адаптировать их под потребности людей с синдромом Дауна.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий