Офлайн или онлайн: какое образование нужно руководителям НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Большинство сотрудников НКО по-прежнему отдает предпочтение офлайн-образованию, самым эффективным форматом им кажется одно-двухдневный интенсив, а среди самых востребованных предметных областей – верхнеуровневые управленческие: управление командой, стратегическое мышление, управление проектами. Эти и другие выводы фонд «Друзья» смог сделать по результатам опроса сотрудников благотворительных организаций на тему дополнительного образования. 

Куда пойти учиться

«Образовательный центр», одна из программ фонда «Друзья», была создана для того, чтобы предоставить сотрудникам НКО максимум возможностей для развития профессиональных навыков и компетенций. Опрос на тему дополнительного образования был проведен «Друзьями», в то числе, чтобы понять, верны ли те гипотезы, которые родились у команды фонда в результате длительной работы с образовательными проектами.

В онлайн-опросе приняли участие 159 представителей фондов и НКО. Это сотрудники самых разных по размерам организаций: 28,9% опрошенных работают в благотворительной организации со штатом 6-10 человек, 24,5% – с небольшим штатом, 1-5 сотрудников, в 18,2% организаций работает 21-50 человек. У 43,4% опрошенных от одного до пяти человек в подчинении, у 27,9% других – от 6 до 10. 8,5% респондентов имеют в подчинении от 21 до 50 сотрудников. Высшее образование имеет 75,5% опрошенных. Большинство респондентов предпочло бы проходить дополнительное обучение в рабочее время (50,9%): либо в модульном формате (например, с четверга по воскресенье включительно) (45,9%), либо в вечернее время по будням (41,5%).

«В дополнение к результатам мы получили огромное количество развернутых комментариев, которые сложно систематизировать и представить в виде цифр, графиков и таблиц. Некоторые комментарии были просто «криком души», другие – максимально логичным разбором существующих на рынке образовательных продуктов и подробного описания образования мечты для сотрудника НКО, — рассказала Яна Красковская, менеджер проекта «Образовательный центр» фонда «Друзья». —

Запрос на профессиональное развитие не просто есть, он очень большой и созрел не сегодня. Я бы сказала, что системной подготовкой управленческих кадров для НКО необходимо было начать заниматься «еще вчера», хотя бы лет 5-7 назад».

Идеальный курс для руководителя НКО

Исследование помогло получить развернутые и самые разнообразные ответы на вопрос: «Каким вы видите свой идеальный образовательный курс?» и несколько ключевых инсайтов, которые могут быть интересны и полезны руководителям НКО и лицам, отвечающим за профессиональное развитие сотрудников:

  1. Большой отклик на опрос говорит об актуальности темы профессионального образования для руководителей и линейных сотрудников НКО.
  2. Очень многие из опрошенных сделали акцент на практику и работу с кейсами как обязательную составляющую образовательного курса. Есть понимание того, что без практики очень сложно усвоить полученную информацию.
  3. Офлайн-формат набирает больше голосов. Вопреки растущему сегменту онлайн-образования, офлайн-формат остается по-прежнему тем инструментом, который помогает поддерживать мотивацию, интерес и вовлеченность, а также эффективно проводить практические занятия.
  4. Учеба в рабочее время и модульный формат стали самыми популярными. Это, определенно, сигнал для руководителей организаций о том, что необходимо интегрировать образовательный процесс в рабочее расписание. Развитие сотрудников – неотъемлемая часть развития компании, и должно поддерживаться и поощряться.
  5. Самыми востребованными площадками стали независимые образовательные площадки, типа БВШД и «Нетологии», а также корпоративные академии (PWC, E&Y). Это говорит, в том числе, и о понимании важности бизнес-экспертизы.
  6. Самым востребованным форматом в плане продолжительности оказался одно-двухдневный интенсив. Это может говорить о нереалистичной оценке образовательного процесса: получить большой пул навыков быстро (не реалистично), а также о нехватке времени и отсутствии интеграции образования в рабочий процесс (возвращаемся в п.4).
  7. Среди самых востребованных предметных областей верхнеуровневые управленческие: управление командой, стратегическое мышление, управление проектами. Из того, что изначально оставалось за рамками исследования – английский язык. Английский язык не был предложен как вариант ответа, респонденты вписывали его сами. Сотрудники НКО понимают необходимость интеграции в мировую повестку. Эксклюзивные запросы – геронтопсихология, работа с волонтерами и конфликт-менеджмент. Последние два особенно зависят от специфики НКО, здесь не так актуален опыт бизнеса, да и от НКО к НКО могут быть использованы «свои» подходы.
  8. Среди самых популярных рекомендаций руководителей своим подчиненным: эффективные коммуникации, создание презентаций, управление проектами и SMM.

О нехватке дополнительного профессионального образования говорят и развернутые ответы респондентов. «Проходила обучение в различных тренинговых центрах и компаниях, бизнес-школах, корпоративных университетах, онлайн-проектах («Антирабство», «Нетология» и т.п.). Не хватает только одного – ориентации на специфику применения в некоммерческой организации.

Все полученные теоретические знания и навыки приходится самостоятельно перекладывать и адаптировать (что не всегда успешно получается) на реалии внутренней работы в фонде», – рассказывает один из респондентов.

После проведения консалтинговых сессий с ведущими экспертами сферы благотворительности и установочных встреч с руководством ведущих ВУЗов фонд «Друзья» разрабатывает образовательную программу «Управление благотворительной организацией». «Для профессионального образования коллеги по-прежнему указывают офлайн формат как предпочтительный, поэтому мы не будем сбавлять обороты и уже скоро будем готовы вывести на рынок качественный образовательный продукт», — продолжает управляющий директор фонда «Друзья» Оксана Разумова. Старт программы запланирован на октябрь 2018 года. Программа дополнительного образования будет проводиться в партнерстве с одним из высших учебных заведений Москвы и состоять из нескольких модулей, охватывающих все аспекты управления благотворительной организацией. Запуск программы и набора студентов будет дополнительно проанонсирован фондом, говорят «Друзья».

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий