Инфраструктуре благотворительности пора выйти из тени


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Главной темой июньского номера журнала Alliance Magazine, одного из ведущих экспертных изданий в области филантропии, стала инфраструктура благотворительности. Приглашенным редактором этого номера выступила Мария Черток, директор Фонда «КАФ» и председатель совета международной организации WINGS. «Филантроп» публикует перевод статьи Марии Черток о новой роли организаций, которые занимаются инфраструктурными проектами в филантропии.

«Благотворительность меняется»

Значение филантропии растет во всем мире, и сейчас, как никогда, важно обеспечить такую систему ее поддержки и развития, которая поможет реализовать потенциал роста благотворительности и ее защиту от внешних угроз. Цель этого выпуска– сформировать аргументацию в пользу того, что роль и место инфраструктуры филантропии должны быть переосмыслены – в интересах развития самой филантропии.

Мария Черток, Директор CAF Россия

Мария Черток, директор фонда «КАФ»

Всем очевидно, что благотворительность меняется. Эти перемены – результат внешних изменений: развития технологий, роста среднего класса в странах с развивающейся рыночной экономикой, снижения доверия к институтам, стремления властей к ограничению свобод и острого ощущения глобального кризиса и провалов традиционных систем. В развитии самого сектора также заметны новые тренды, которые ведут к расширению традиционного понятия филантропии: быстрый рост неинституциональной филантропиии частных пожертвований на локальном уровне, усиление роли частного сектора и местных организаций в процессах международного развития и гуманитарной помощи, растущие ожидания от воздействия благотворительных программ на решение самых серьезных проблем, а также быстрое развитие различных форм филантропии в странах с формирующимся рынком.

Благодаря этому, расширяется наше представление о том, что можно назвать инфраструктурой благотворительности в ее современном виде. Согласно исследованию, проведенному инфраструктурной организацией WINGS, председателем совета которой я являюсь, самый быстрый рост в системе поддержки филантропии произошел за последние два десятилетия. За эти годы резко увеличилось число инфраструктурных организаций  и регионов, где они представлены.

Наш сектор переживает системный сдвиг в развитии инфраструктуры, в котором разнообразные новые формы поддержки филантропии начинают играть гораздо более сложную роль.

«Это новая роль для инфраструктуры благотворительности»

Что такое инфраструктура благотворительности? Это не только системная поддержка благотворительных организаций (фондов, в которых сотрудники получают зарплату), но и ответ на изменения в развитии сектора. По мере развития социального предпринимательства и импакт-инвестиций границы между благотворительными и коммерческими инвестициями стираются. Неформальная благотворительность и общественные движения, влияние которых особенно очевидно в сфере краудфандинга и развития онлайн-платформ для сбора пожертвований, приобретают все большее значение. Появляются новые игроки, цель которых – развитие массовой благотворительности (например, ассоциации фандрайзеров), растет влияние академических институтов и специалистов в области анализа социального воздействия на принятие решений в некоммерческой сфере. Все они в совокупности создают новую, гораздо более насыщенную и разнообразную картину этого сектора.

«Думайте о филантропии как о хоккейной команде»: Владимир Потанин

Вы заметите, что многие авторы журнала подчеркивают необходимость экосистемного подхода к развитию инфраструктуры, который бы стимулировал совместное использование ограниченных ресурсов, позволял избегать дублирования и способствовал сотрудничеству в достижении общих целей.

Российский филантроп и бизнесмен Владимир Потанин использует в качестве примера хорошую хоккейную команду.

Другой автор — Ханна Шурмац из Европейского центра фондов (EFC) — подробно анализирует важность совместных действий при переговорах с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, ФАТФ) и делает вывод, что командная работа стала одним из главных факторов их успеха.

Этих достижений не было бы без участия инфраструктурных организаций, которые все чаще берут на себя роль лидеров. Это новая роль для инфраструктуры благотворительности.

Традиционно считалось, что инфраструктура — это что-то незаметное, как электропроводка в здании. Но сейчас наиболее успешные инфраструктурные игроки громко заявляют о себе как лидеры общественного мнения и социальных изменений, они формируют образ общего будущего филантропии и участвуют в его построении. Пример тому — истории людей, которые стояли у истоков  инфраструктуры сектора.

«Потенциал развития и роста филантропии в мире огромен»

Когда мы готовили этот выпуск журнала, мы очень старались найти баланс между взглядами и мнениями участников сектора из разных уголков мира и показать опыт стран, где благотворительный сектор и соответствующая инфраструктура менее развиты. И хотя инфраструктуры не хватает именно там, где она больше всего нужна, в последние два десятилетия замечательные организации в Африке, Азии, Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе стремятся решить проблемы, которые ограничивают развитие  благотворительности. Это такие организации, как Китайский центр фондов, Центр социального воздействияи филантропии в Университете организации Ашока в Индии или Кенийский Фонд развития местных сообществ.

Потенциал развития и роста филантропии в мире огромен. «Если бы средний класс по всему миру жертвовал лишь 0,5% своих доходов на благотворительные цели, — говорится в глобальном исследовании частных пожертвований CAF «Laying the Groundwork for Growing Giving«, — то на решение социальных проблем выделялось бы порядка 319 миллиардов долларов».

Рост объема частных пожертвований ожидается именно в странах с формирующейся рыночной экономикой, следовательно, особая роль появляется у организаций, которые способствуют развитию благотворительности.

Еще один ответ на рост неформальной благотворительности — появление инфраструктуры для ее поддержки, которая сама по себе зачастую неинституциональна. Она построена на принципах социальных движений, а не по правилам работы благотворительных организации (например, движение #ЩедрыйВторник) и использует преимущества цифровых технологий –это еще один уровень инфраструктуры, который мы часто  упускаем из виду. Родри Дэвис и Люси Бернхольц исследуют этот вид инфраструктуры, его преимущества и связанные с ним риски.

Мы надеемся, что этот номер журнала поможет сформировать новую повестку для будущего развития инфраструктуры филантропии и станет началом дискуссии о том, как мы можем поддерживать и развивать инфраструктуру там, где она нужнее всего.

Мария Черток, директор CAF Россия и председатель совета WINGS.

Электронная почта mchertok@cafrussia.ru, Twitter @MariaChertok.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий