Партнерства, системность и технологии: главные тренды нового сезона для НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В начале нового рабочего сезона эксперты некоммерческого сектора назвали главные тенденции, которые будут актуальны в работе некоммерческих организаций. Главные из них — развитие цифровых технологий, инфраструктурных проектов и работа с государством.

«Тренды в некоммерческом секторе России и зарубежных стран имеют общие черты»

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина:

Сегодня все больше внимания уделяется профессионализации сектора. Как показывают исследования, за рубежом тема компетенций волнует более 70% лидеров некоммерческих организаций. Аналогичные данные по России отсутствуют, тем не менее можно также отметить заинтересованность сектора в профессиональных кадрах и их развитии. Эта заинтересованность прослеживается в появлении новых образовательных программ, проектов, семинаров, курсов, онлайн-инструментов. Все это свидетельствует о том, что сектор динамично развивается и ключевая роль в этом развитии отводится человеческому капиталу.

Вторая тенденция – цифровизация сектора. Появляются новые инструменты для онлайн-фандрайзинга, растет аудитория пожертвований через мобильные устройства. Только за прошлый год доля пожертвований через мобильные устройства в США увеличилась более чем на 200% и теперь составляет 8% от общего объема пожертвований. Это превысило объем пожертвований корпораций. Россия к такому уровню вовлеченности пока не пришла, но тенденция использования жертвователями мобильных устройств в нашей стране также прослеживается. Некоммерческие организации, в свою очередь, все чаще обращаются к цифровым технологиям, которые помогают упростить и ускорить важные процессы, начиная от продвижения миссии НКО, и заканчивая презентацией результатов деятельности и вовлечением в свои ряды большего числа сторонников.

Еще один важный тренд – сочетание конкуренции и партнерства.

Все чаще в публичном пространстве НКО говорят о том, что усиливается конкуренция за ресурсы. Одновременно с этим мы наблюдаем появление партнерств, благодаря которым реализуются успешные проекты, приносящие важные для всего сообщества результаты. Примером объединенных усилий фондов может выступать разрешение на доступ в реанимацию родственников, доступность лекарственных средств, продвижение паллиативной помощи и так далее.

Четвертый тренд – все большее участие государства в некоммерческом секторе. С одной стороны, государство продолжает активно регулировать сектор и жестко очерчивать правила игры. Например, совсем недавно Министерством юстиции были утверждены новые формы отчетности.

С другой стороны, государство предоставляет различные возможности для взаимодействия, включая участие представителей НКО в общественных советах самого разного уровня, реализацию совместных проектов, особенно на местном, муниципальном уровне, а также получение финансирования через конкурсы, которые проводит Фонд президентских грантов. Объем финансирования со стороны Фонда президентских грантов растет, появляются различные субсидии, развивается тема общественно полезных услуг, которые могут предоставлять некоммерческие организации. Государство, объединяя все виды ресурсов, включая финансовые, таким образом задает в секторе определенные тренды. И эта составляющая государственного участия в деятельности НКО будет развиваться и дальше».

Платформы онлайн-пожертвований. 10 лет в России

 

«Развитие инфраструктуры сектора»

Елена Тополева-Солдунова, глава Агентства социальной информации:

«Одним из главных трендов станет доступ НКО к рынку оказания социальных услуг. Это долгоиграющая тема. Есть определенные подвижки, динамика, но власти, некоммерческим организациям, регуляторам еще предстоит немало поработать в данном направлении.

Мы ожидаем принятия Концепции содействие развитию благотворительности в Российской Федерации. Появится новый документ, важный для сектора в целом.

Предстоят дискуссии с Минюстом на фоне новых требований к ответственности, нового регулирования к деятельности сервисных НКО.

Развитие инфраструктуры сектора. На встрече в «Благосфере» мы обсуждали тему стабильного существования сектора, наличие достаточных источников финансирования, таких как Фонд президентских грантов. Понятно, что этого недостаточно и необходимо думать об иных источниках поддержки, в том числе негосударственных. Нам всем стоит задуматься над тем, как стимулировать негосударственный сектор к тому, чтобы он большое поддерживал НКО. Мы ощущаем дефицит организаций, кто жертвовал бы средства в долгосрочные проекты.

Продвижение деятельности НКО, доверия к сектору в целом, развитие социальной рекламы и доступности по размещению услуг социальной рекламы на телевидении. Мы понимаем, что часть аудитории ушла в интернет, но телереклама остается не менее важной».

Инфраструктуре благотворительности пора выйти из тени

 

«Цифровые технологии не только для фандрайзинга и привлечения волонтеров»

Мария Черток, директор Фонда «КАФ»

«Первое: будут дальше использоваться третьим сектором цифровые технологии не только для фандрайзинга и привлечения волонтеров, но и различных процессов оказания помощи.

Второе: я предполагаю, что будут дальше развиваться разные инфраструктурные проекты, особенно на фоне поддержки со стороны Фонда президентских грантов. Возможно, появятся новые проекты в данном направлении.

Третье: продолжит развиться проблематика прозрачности и измерения результатов эффективности и демонстрация этой эффективности НКО».

«Приходит понимание, что благотворительность — это правило хорошего тона»

Дмитрий Поликанов, президент фонда поддержки слепоглухих «Соединение»:

«Предсказывать тренды в нашем быстро меняющемся мире, как правило, дело неблагодарное. Но если посмотреть на развитие тех процессов, которые происходят сейчас, то можно предположить следующее.

Гражданская активность будет и дальше расти. Этому способствует и Год волонтёра, и рост внимания государства к сектору, но так же и довольно узкое пространство для политической деятельности. Пенсионная реформа — не первая и не последняя сложная тема, которая нас ждёт в ближайшие годы. Напряжение будет накапливаться, а каналов выхода для него не так много. И есть вероятность, что часть активных людей не захотят реализовывать себя в публичной политике, а предпочтут уйти «выращивать капусту», как один из римских императоров — и двинутся в сторону неполитических общественных инициатив.

6 важных инструментов современной благотворительности

Одновременно в стране всё сложнее становится делать бизнес — это результат и внешнего давления, и растущего прессинга со стороны государства, которое в том числе активно усиливает меры финансового контроля. Это заставляет многих предприимчивых людей смотреть в сторону НКО, в частности социального предпринимательства, которое пока находится в стадии роста и менее зарегулировано.

Думаю, что эта сфера будет расти, с учётом того, что в 2019 году должно быть усилено участие НКО в получении государственного и муниципального заказа. К тому же получат развитие новые инструменты привлечения финансирования — например, облигации социальных изменений, о которых сейчас говорит ВЭБ.

Однако трудности бизнеса будут иметь негативные последствия, с точки зрения корпоративных пожертвований. Впрочем, тут может быть как пессимистичный, так и оптимистичный вариант. Негативный сценарий предполагает, что из-за санкций и невысоких темпов экономического роста компании будут урезать расходы, в частности на благотворительность. Позитивный сценарий построен на предположении, что государство будет и дальше помогать крупным компаниям и банкам не утонуть взамен на усиленную роль в решении социальных проблем. Опять же благотворительные программы и корпоративная социальная ответственность при правильном подходе могут сработать и на «обеление» имиджа компании в глазах её зарубежных партнёров.

«Думайте о филантропии как о хоккейной команде»: Владимир Потанин

Включение в структурированную и системную благотворительность малого и среднего бизнеса в регионах — тоже потенциальный фактор роста для сектора. Тут приходит понимание, что благотворительность — это правило хорошего тона. Поэтому даже при уменьшении объёма средств, которые малый и средний бизнес мог бы выделить на добрые дела, можно попробовать достичь большего эффекта за счёт внедрения лучших практик в расходовании этих средств, предотвращении их хаотичного распыления тонким, но бесполезным слоем.

При этом в России ещё сохраняется потенциал для экстенсивного роста пожертвований. Это и вовлечение большего количества людей в качестве микродоноров, и возможности для увеличения самого размера среднего пожертвования — потолок тут ещё не достигнут.

Ещё один тренд — повышение прозрачности сектора. Очень надеюсь, что начнёт внедряться стандарт информационной открытости, который мы разработали. Но даже если сектор не начнёт этот процесс сам, то до этого явно дойдут руки у Министерства финансов. В зоне внимания окажутся НКО, получающие государственные деньги, а вероятно, в какой-то момент и предприниматели, пользующиеся мутной формой АНО для де-факто коммерческих целей. Кроме того, совершенно точно будет усилен интерес к любым иностранным деньгам — мы это видим на примере изменения отчётности Минюста.

На жизнь НКО будут оказывать большее влияние технологии. Появятся новые проекты сбора и анализа данных, использования искусственного интеллекта, возможно, какие-то прикладные продукты в этой сфере для «третьего сектора». Будут появляться новые технологии в области медицины и реабилитации, что тоже актуально для многих благотворительных организаций.

Свою роль должна сыграть и обновлённая Концепция содействия развитию благотворительности, которая должна быть передана в правительство весной следующего года.

В этом смысле сектор ждёт интересный набор дискуссий о том, куда же стоит двигаться (например, вширь или вглубь), а также как решать многие накопившиеся годами недомолвки между НКО и обществом в целом (темы зарплат, форматов взаимодействия с государством, роли донора и общественного контроля за работой благотворительных организаций и т.п.)».

Накладные расходы, зарплата руководителей и другие недоразумения: глава из книги «Ум во благо»

«Совершенствуется экспертиза проектов»

Илья Чукалин, генеральный директор Фонда президентских грантов:

«Совершенствуется экспертиза проектов. Мы планируем развивать и нашу информационную платформу. Многие решения будут связаны с ней.

Система работы с проектами должна стать еще более удобной для участников конкурсов президентских грантов.

Мы будем стремиться к тому, чтобы выдерживать во всех конкурсах возможность реализации проектов до полутора лет. Проект может быть и на 3 месяца, и на 6, и на 12 – в зависимости от поставленных задач и планируемых мероприятий. В любом случае, срок осуществления проекта должен быть разумным и реалистичным. Но возможность для проектов, когда есть потребность в сроке до 18 месяцев, должна быть. Сейчас мы рассматриваем долгосрочные проекты – до 3 лет, но по 3 направлениям из 13, плюс по ним более высокий проходной балл и дополнительная оценка обоснования невозможности реализации в меньшие сроки. Обычные же проекты могли быть до 18 месяцев только на первом конкурсе этого года, на втором уже до 13 месяцев, что связано с нормативными требованиями».

8 причин, почему НКО важно учиться у бизнеса

«Инновации в социальной сфере продолжат активно развиваться»

Владимир Вайнер, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway

«Осознанная позиция по занятию пространства между двумя крайними точками profitnotprofit. Это означает появление новых форм социальных предприятий. Например, создание пространств, мастерских, организаций по трудоустройству людей. Мы видим, что у благотворительных фондов появляются проекты по созданию мастерских. Речь идет не только об оказании помощи, а о создании среды для жизни людей, обеспечения профилактики социальных проблем. Социальное пространство и его заполнение кажется логичным. Инновации в социальной сфере востребованы и продолжат активно развиваться.

Вторая история: профессионализация сектора и переход на деловые отношения, как внутри и так и в работе с коммерческими организациями. Речь идет о том, что НКО решая свои задачи, помогают еще и бизнесу быть более устойчивым, получая от бизнеса часть поступлений в виде пожертвований, взносов в целевые капиталы и так далее.

Четкая профессиональная позиция к другим секторам, прежде всего к государственному. Предоставление доступа НКО к оказанию социальных услуг является важнейшей частью профессионализации».

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий