Новые тренды и капитал: почему тема нефинансовых ресурсов филантропии стала особенно актуальной


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Российский Форум Доноров инициировал широкую дискуссию о нефинансовых ресурсах филантропии. 25 октября в Москве Форум Доноров — Ассоциация крупнейших фондов и социально ответственных компаний, действующих в России — провел свою 16 ежегодную конференцию: «Благотворительность — больше, чем деньги. Нефинансовые ресурсы филантропии». Ее участниками стали более 170 руководителей компаний, фондов, образовательных институтов, локальных и национальных объединений из России, США, Франции, Германии, Швейцарии, Великобритании.

«Нам важно было понять, что происходит в филантропии за рубежом: какие тренды, тенденции проявляются на международной арене, показать, какие из них характерны и для нашей благотворительной действительности. Кроме того, нам хотелось представить успешный накопленный и в России, и за рубежом, опыт использования нефинансовых ресурсов в благотворительности, и, конечно, мотивировать фонды, компании обратить внимание на новые, альтернативные резервы», — отмечает Саша Болдырева, продюсер Конференции, исполнительный директор Форума Доноров.

В материале «Филантропа» эксперты сектора рассказали о том, почему разговор о нефинансовых ресурсах сейчас особенно важен.

Экономическая нестабильность

По словам Дмитрия Поликанова, председателя Совета Форума Доноров, «в условиях экономической нестабильности и внешних санкций, когда у компаний сокращаются бюджеты на благотворительность, тема нефинансовых ресурсов становится особенно актуальной. Дополнительную значимость ей придает глобальное развитие sharing economy, когда пользоваться какими-то вещами можно, не обязательно владея ими. Наконец, растущая конкуренция за ресурсы требует более высокой эффективности и профессионализма со стороны сотрудников благотворительных организаций, а это тоже мощный нематериальный ресурс, который можно и нужно развивать».

Россия выше в рейтинге, больше людей помогают незнакомцам и занимаются волонтерством: итоги нового Мирового рейтинга благотворительности

Новые тренды

«Благотворительность часто сводят к денежным пожертвованиям, — говорит исполнительный директор Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров» Александра Болдырева. — Действительно, деньги — универсальный, наиболее ликвидный, но… далеко не единственный ресурс, которым может и должна оперировать современная филантропия. В нашей стране семимильными шагами развиваются волонтерство и pro bono, растет объем неденежных пожертвований — пока преимущественно продуктов питания и предметов первой необходимости. Наша конференция не только фиксирует эти тренды, фокусируется на актуальных проблемах и путях их решения, но и заглядывает в будущее.

Сегодня мы обсуждаем такие темы, как специфика работы с недвижимостью, нематериальными активами и интеллектуальной собственностью, возможность и важность анализа данных, в т.ч. больших данных при планировании и реализации благотворительных и социальных проектов.

И здесь мы делаем смысловой мостик к трактовке нефинансовых ресурсов, как внутренних активов благотворительных организаций, детально рассматриваем такие вопросы, как репутация и бренд, прагматика партнерства и горизонтальных связей, качество трудовых ресурсов и механизмы трансляции компетенций в профессиональном сообществе. Мы делаем совместную попытку осмыслить нефинансовые ресурсы в парадигме капиталов: социального, интеллектуального, символического и технологического — т.е., в качестве факторов и триггеров развития отдельных благотворительных организаций и филантропического сектора в целом».

“Репутация — тоже инструмент”

Директор по связям с общественностью благотворительного фонда «Расправь крылья!» Николай Троцкий 

«Репутация – это инструмент, который способствует финансовому благополучию организации. Всем НКО пора привыкнуть к тому, что мы не просто «ангелочки, творящие добры», а «участники рынка благотворительности». Рынок имеет такие отличительные черты, как конкуренция. В нашем случае это может быть конкурентная борьба за ресурсы: финансовые или нефинансовые. И главным инструментом может стать репутация. Если фонд имеет хорошую репутацию, то возможностей привлечь волонтеров, спонсоров становится больше.

С другой стороны, важна репутация третьего сектора в целом. В рамках дискуссии Форума Доноров мнения разделились: одна нечистоплотная организация может повлиять на репутацию сектора в целом (и примеры, к сожалению, есть). Эти примеры связаны, как правило, не со злым умыслом, а с неправильными действиями руководства отдельных НКО, которые привели с неправильному использованию средств. Случайная ошибка из-за незнания рынка может привести к снижению репутации также.

Топ-10 российских фондов – это организации с хорошей репутацией. Она, как лакмусовая бумажка. Проекты с высокой степенью завершённости, с прозрачной отчетностью имеют большую ценность.

При этом количественного выражения репутации в некоммерческом секторе (в отличие от коммерческого нет). Невозможно оценить и подсчитать все. Если компании оценивают свою рыночную стоимость в момент продажи и слияния, то НКО не могут сделать такую оценку.

«Вложив один рубль, мы получили три рубля в виде созданных ценностей»: как компания ОМК провела оценку благотворительных проектов

Бренд и НКО

Игорь Цыкунов, Руководитель спецпроектов «Форума Доноров»: «Репутация – самый важный ресурс некоммерческой организации. Все остальное достаточно легко, если у вас хорошая репутация. Ею нужно заниматься, разрабатывать репутационные стратегии. И четко понимать свою аудиторию.

При этом надо различать репутацию компании и НКО: там клиенты, здесь благополучатели. В качестве примера участники дискуссии привели рекламу проекта одного из благотворительных фондов (она размещалась в интернете). Руководители фонда вкладывали деньги в интернет-продвижение, и это вызвало негативную реакцию в обществе. Это простилось бы коммерческой компании. Но к третьему сектору особое отношение.

Хочу процитировать представителя Деллойт о том, что бизнес все чаще и чаще стремится к благотворительным проектам, а благотворительная сфера все чаще заимствует инструменты из бизнеса такие, как продвижение проектов в интернете.

Благотворители, как и бизнес-структуру, активно занимаются пиаром, что раньше сложно было представить. Пример — появление в премии «Серебряный лучник» номинации по благотворительности, КСО и общественным программам. Многие фонды создают пиар-службы, потому многие из нас пришли к необходимости развивать и продвигать бренд. А в центре бренда находится репутация и доверие.

Волонтерство, оценка и капитал

Ольга Миронова, руководитель направления КСО АО «ОМК», рассказала о волонтерстве: 

«Нефинансовыми инструментами для эффективной благотворительности я считаю, конечно же, корпоративное и вообще волонтерство (вклад своего свободного времени, навыков, экспертизы). Это дополнительная движущая сила любой некоммерческой организации, да и сектора.

Безусловно, нефинансовые пожертвования — так называемые gifts-in-kind. Они во многом укрепляют материально-техническую базу некоммерческого проекта, организации.

Оценку социально-экономического эффекта благотворительных программ тоже можно отнести, на мой взгляд, к инструменту развития благотворительности. Она дает возможность оценить правильность выбранной стратегии, наладить диалог с заинтересованными сторонами, ключевыми партнерами, сделать прорыв или отказаться от неэффективных форм помощи.

Человеческий капитал (профессиональные менеджеры некоммерческого сектора, так называемые «социальные инженеры»)”.

Вложение в инфраструктуру благотворительности

«У доноров есть очень важный рычаг для увеличения воздействия, — уверена Мария Черток, директор фонда «КАФ», — это вложение в инфраструктуру благотворительности, которая сама по себе нужна, чтобы увеличивать объемы и качество благотворительности. И в этом смысле ошибочно заниматься только прямой помощью и не использовать этот инфраструктурный мультипликатор. Вкладываясь в инфраструктуру, мы создаем устойчивость для многих социальных проектов и развиваем сектор. Так, удачный пример — платформы для онлайн-пожертвований. За последние 5 лет объем пожертвований на платформах увеличился в 15 раз, количество таких пожертвований увеличилось в 30 раз. Поэтому люди, поддерживая платформы, создают мультипликатор, который начинает увеличивать и увеличивать объемы благотворительности».

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий