Платформы онлайн-пожертвований: 10 лет в России


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Платформы онлайн-пожертвований стали появляться в России 10 лет назад. На сегодняшний день насчитывается более десяти работающих платформ. Фонд «КАФ» представляет исследование, как развиваются и сколько собирают денег онлайн-платформы России.

Динамика развития платформ

Платформы представляют собой сервис для НКО и жертвователей, где быстро и безопасно можно сделать пожертвование в пользу НКО или благотворительного проекта. Организации, размещенные на платформах, как правило, проходят проверку юридической и финансовой состоятельности, предоставляют отчет о пожертвованиях. Все проводимые операции безопасны и прозрачны как для жертвователя, так и для НКО.

Платформы в России создавались как некоммерческими организациями, частными лицами, так и коммерческими компаниями. Несмотря на общие цели по сбору пожертвований в пользу НКО и благотворительных проектов, форматы работы платформ и их функционал сильно различаются.

Впервые идея платформы онлайн-пожертвований была реализована Фондом «КАФ» в 2005 году. Созданная им платформа Благо.ру первые три года работала в экспериментальном режиме и была полноценно запущена в 2008 году. Это был новый для российских жертвователей и некоммерческих организаций формат участия в благотворительности, к которому нужно было привлечь НКО и жертвователей, сформировать доверие к такому способу осуществления пожертвований. Помимо создания технически эффективного и безопасного сервиса, создателям первой платформы пришлось с нуля формировать «спрос» и «предложение», индивидуально работая с каждой НКО и вовлекая жертвователей. С 2008 по 2012 годы Благо.ру оставалась единственной платформой онлайн-пожертвований в России и практически единственной возможностью для НКО привлекать пожертвования онлайн, так как техническая возможность «прикрутить» функцию сбора пожертвований на собственный сайт организации была практически недоступна.

С 2012 года на модель агрегатора онлайн-пожертвований обратили внимание крупные организации и частные инвесторы. В 2012 году появились ныне крупнейшие краудфандинговые платформы – Планета.ру и Boomstarter. Их деятельность направлена на привлечение частных средств для разных типов проектов, в своем составе они в том числе имеют специальный раздел «Благотворительность», где можно помочь НКО и благотворительным проектам. В 2013 году интерес к онлайн-пожертвованиям проявила крупнейшая российская интернет-компания Mail.ru, создавшая платформуДобро.Mail.ru в качестве своей корпоративной благотворительной программы.

В 2013 году вновь созданный фонд «Нужна помощь» начал сбор средств на проекты НКО, и в 2015 году на его основе был создан информационный портал «Такие дела», собирающий деньги в пользу благотворительных проектов. Фонд реализовал подход к сбору пожертвований, используя качественную социальную журналистику, что способствовало привлечению массового читателя и превращению его в донора, часто регулярного.

В том же 2015 году популярная платежная система QIWI организовала платформу «ВСЕМ», где предоставила возможность людям одним пожертвованием через платежные терминалы и платежную систему поддержать все представленные известные фонды (сейчас их 9).

Таким образом, к 2015 году в России сформировался рынок платформ онлайн-пожертвований, предоставляющих возможность НКО собирать пожертвования с широкого круга частных доноров, а людям оказывать финансовую помощь проверенным специально отобранным благотворительным организациям и проектам.

В последние два года стали появляться платформы, предлагающие новые оригинальные форматы вовлечения людей в благотворительность. Они появились в ответ на формирующиеся тенденции в благотворительности – рост вовлеченности граждан, волонтерства, развитие личного и спортивного фандрайзинга.

Волонтерский фандрайзинг

В 2016 году появились первые платформы для личного волонтерского фандрайзинга. Самые известные из них – «Пользуясь случаем» (проект фонда «Нужна помощь») и «Сделай!» (частный проект). Эти сервисы предоставляют возможность активным сторонникам НКО привлекать своих друзей, сторонников, коллег к сбору средств в рамках личного события. Каждый желающий может объявить сбор средств в пользу НКО в свой день рождения, свадьбу и т.п. На платформе «Сделай!» люди ставят личные, в частности, спортивные цели и призывают друзей пожертвовать деньги на благотворительность. Поводами могут быть участие в марафоне, другие личные достижения.
Эти платформы особенно привлекательны для молодой аудитории, которой близки новые форматы участия в волонтерской деятельности и благотворительности. Волонтеры занимаются продвижением своего поступка в социальных сетях в пользу НКО, таким образом, НКО получают возможность расширить аудиторию своих жертвователей.

«Звездные встречи» за пожертвования

В 2017 году образовались сервисы, на которых можно выиграть встречу с известным человеком за пожертвование. Средства собираются с помощью аукциона или розыгрыша, где «продается» право на встречу с известным интересным человеком. Так работают платформы Meet for Charity и Dreamo.

Появление различных сервисов для онлайн-пожертвований привело к значительному росту объемов пожертвований. За последние 5 лет (период анализа с 2013 по 2017) все основные показатели платформ выросли в десятки раз. С 2013 года на платформах было собрано более 800 млн рублей в поддержку НКО.

За этот период объем пожертвований вырос в 15 раз, и в 2017 году составил более 350 млн рублей.

На сегодняшний день наибольший объем пожертвований собирает информационный портал «Такие дела»: формат популярного СМИ о благотворительности оказался эффективным способом привлекать средства массовой аудитории. В четверку лидеров входят также – Добро.Mail.ru, Planeta.ru, Благо.ру.

Размер типичного пожертвования различается от платформы к платформе и колеблется от 350 до 1000 рублей. На Благо.ру размер типичного пожертвования самый большой и составляет 1000 рублей.

Платформы становятся все более популярными у различных групп населения, пожертвования онлайн делают все больше людей. В ежегодном исследовании частных пожертвований в России Фонда «КАФ» отражается значительный рост пожертвований онлайн. В 2017 году доля жертвующих онлайн составила 34%, а в 2014 году эта доля была лишь 9%.

Число частных доноров, жертвующих деньги на платформах с 2013 года выросло в 30 раз. В 2017 году более 400 тысяч россиян жертвовали через платформы.

Растет популярность подписки на регулярные (ежемесячные) пожертвования. За последние три года число рекуррентных платежей на всех платформах выросло в 14 раз.

При этом число НКО, собирающих средства через платформы, пока незначительно. На каждой из платформ зарегистрированы от 50 до 140 НКО, а многие крупные и активные организации используют больше одной платформы. Наибольшее число НКО в 2017 году собирало средства через платформу Планета.ру (183 организации). На Планета.ру средства собирают в рамках краткосрочных проектов, поэтому число НКО больше.

Польза для НКО

Для НКО партнерство с платформами является взаимовыгодным. Платформы прилагают усилия для продвижения организации, используют свои информационные ресурсы, развивают партнерские отношения в пользу НКО. Они привлекают новую аудиторию, используя возможности социальных сетей и других инструментов для продвижения совместных акций. Работа с НКО может вестись индивидуально, разрабатывается план продвижения, сотрудники платформ сами формируют контент, пишут фандрайзинговые материалы, создают и размещают видеоролики и т.п. Очень многое зависит и от активной позиции самой организации, которая должна стремиться продвигать свои акции и сборы на платформе, привлекать своих сторонников.

Ряд лидирующих платформ проводят обучение и тренинги для НКО. Организации обучаются фандрайзингу, коммуникации, работе с массовыми пожертвованиями и т.п.

Что дальше?

Впечатляющий рост объемов пожертвований и вовлеченности частных доноров, а также общественный запрос на безопасную и прозрачную благотворительность позволяют прогнозировать дальнейший интерес и динамичное развитие онлайн-пожертвований через платформы. Пока на платформах представлена незначительная доля организаций по отношению к общему числу НКО в России. В дальнейшем возможен рост числа НКО, желающих собирать средства через платформы, что потребует более эффективных и совершенных форм взаимодействия и системных усилий со стороны самих НКО. Можно также ожидать появления нишевых проектов для поддержки разных форматов участия в благотворительности.

Благодаря платформам и другим способам сбора онлайн-пожертвований становится возможным осуществлять недоступный ранее анализ поведения доноров, экспериментировать с различными стимулами для их участия. Мы рассчитываем, что это приведет к повышению эффективности фандрайзинговых усилий НКО на рынке массовых пожертвований и повышению вовлеченности и удовлетворенности доноров.

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий